Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка выполнения д/з из рабочей тетради №2 (стр. 48-49)
Фронтальный опрос обучающихся:
- почему начало войны оказалось неожиданным для большей части населения СССР?
- в чём заключаются причины неудач Красной Армии в начальный период?
- почему с самого начала войны ей было дано определение Отечественной?
III. Изучение новой темы
Учитель сообщает о битве под Москвой: её подготовке и причинах победы (работа с картой) советской армии (в рассказ включается фрагмент документального фильма о генерале А.П. Белобородове "В бой идут сибиряки:"). Далее идёт рассказ о том, почему И.В. Сталин был уверен в быстром разгроме немецких войск и его ошибочном мнении.
Следующим этапом является самостоятельная работа с учебником с постановкой проблемного вопроса: "Чем были вызваны причины поражения Красной Армии летом 1942 года? Какую роль сыграл приказ № 227? (работа с ксерокопией документа, взятого из книги "Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Пермь, ПГУ, 1993г." Лейбович О.)
После ответов на поставленные вопросы идёт рассказ ученика о складывании антигитлеровской коалиции с одновременным заполнением хронологической таблицы:
Дата | Этапы складывания антигитлеровской коалиции | Значение и содержание договоров |
IV. Закрепление изученного материала по следующим вопросам:
- какое значение придавали фашисты захвату Москвы?
- приведите примеры мужества и героизма советского народа в начальный период войны
- покажите на карте основные этапы Московской битвы
- каковы итоги летней военной кампании 1942 года?
- какие просчёты допустило советское руководство в 1942 году?
V. Рефлексия
"Что вы знаете о ваших родственниках, участниках ВОВ?"
VI. Домашнее задание
1. Прочитать параграф 32 и ответить устно на поставленные вопросы
2. Выполнить задание на стр. 62, 66-67 в рабочей тетради
3. Индивидуально подготовить презентации сообщений в электронном виде на темы:
- "Вклад Иркутской области и г.Черемхово в Великую Победу"
- "Дом лейтенанта Павлова"
- "Белобородов А.П. - дважды герой Советского Союза"
Литература к уроку
1. Золотые Звёзды Иркутян, Иркутск, 1980 г.
2. Мельников Д.Е., Чёрная Л.Б. Империя смерти: Политиздат, 1989г.
3. Лейбович О. Россия 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. ПГУ, 1993 г.
4. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по Истории России. М., Вако, 2008 г.
5. Энциклопедия Руссика, к. 1-2., "История России XX век", М., "Олма-Пресс Образвание", 2004 г.