Цели:
- Научить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар и использовать для сравнения знаки "равно" и "не равно".
- Закреплять состав чисел 2-5, счёт в пределах 20, взаимосвязь между частью и целым, числовой отрезок.
- Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности.
-Хотите узнать, какие слова спрятаны? (на доске закрытые карточки)
-Для этого надо решить задачи.
Под кустами у реки жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? (4)
Рада Аленка - нашла масленка!
А всего грибов четыре, сколько же лежит в корзине? (2)
-. Молодцы! Правильно!
-Прочитайте хором "ЖЕЛАЮ УДАЧИ !" (Слайд 2)
-Сегодня к нам в гости пришли Ох и Ах. (Слайд 3)
3. Актуализация знаний.
1) -Жили были Ох и Ах. Ох был всегда грустный и недовольный, а Ах - веселый и жизнерадостный. Однажды Ах предложил соседу пойти на прогулку.
-Ох-ох-ох! - ответил Ох и отправились они в путь.
-Давайте узнаем, какое расстояние они прошли?!
- Счет до 20 и обратно
-Сосчитайте от 9 до 15, от 10 до 16, от 7 до 14, от 18 до 11, от 13 до 4, от 15 до 7.
-Назовите последующее число для 5, 8, 15, 17.
-Как получить следующее число?
-Назовите предыдущее число для 6, 12, 9, 18.
-Как получить предыдущее число?
-Назовите соседей числа 8, 5, 11, 14, 17.
-Счет парами с хлопками (1 3 5 7 9), (2 4 6 8 10)
2) -И вот пришли герои на полянку. Каких тут только цветов не было!
-Разбейте цветы на части по цвету. Какие получатся части? (магнитное пособие Цветы)
-Каких цветов больше и на сколько?
-Каких цветов меньше и на сколько? (ответ поясняется с помощью пар) (Слайд 4)
3) -Ах решил сделать привал. Он предложил Оху полюбоваться природой, но от него слышались только охи да вздохи. (Слайд 5)
4) Ох лежал под деревом, непрерывно вздыхая, а Ах считал птичек, которые перелетали с ветки на ветку. (Слайд 6)
-Что интересного вы здесь заметили? (одинаковые части и целое)
5) -Ах сказал Оху: " Если ты не умеешь решать примеры с окошками, не переживай - я тебя развеселю задачами в стихах"
Четыре сороки пришли на уроки Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел.
Одна из сорок не знала урок. Два - под березой, два - у осины.
Сколько прилежно трудилось сорок? Сколько их будет в плетеной корзине?
6) -Ох повеселел от этих задач и попросил еще что-нибудь порешать.
У стены стоят кадушки, в каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек, сколько было в них лягушек?
- Что можно сказать о количестве лягушек и кадушек? (одинаковое)
-Сколько палочек нужно взять, чтобы выложить звезду? Пятиугольник? (5)
-Что можно сказать о кол-ве палочек в звезде и пятиугольнике? (одинаковое)
-А что можно сказать о кол-ве мальчиков и девочек в нашем классе?
4. Постановка проблемы.
-Почему вы не можете сразу ответить на мой вопрос?
-Что надо сделать с количеством? (сравнить)
-Кто мне скажет, какая сегодня тема урока? Правильно - СРАВНЕНИЕ . (Слайд 7)
-Мы должны придумать способ, который поможет нам сравнивать любые предметы.
5. Построение проекта выхода из затруднения. (открытие детьми нового знания)
1) -Как можно сравнить кол-во М. и Д. в классе?
-Какие у вас есть предложения? (пары)
-Кого в классе больше? Почему? Вывод какой?
2) -Сравните две стопки книг. Как будем сравнивать? (составлять пары)
-Какой можно сделать вывод? (если всем хватило пары, то кол-во одинаковое, а если нет, то :)
-Каким способом мы сравниваем количество?
6. Первичное закрепление.
Работа с учебником стр.44 № 1, 2, 3. (фронтальная работа с объяснением)
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Учебник № 4 - разбор, самостоятельное выполнение, взаимопроверка.
8. Повторение пройденного.
Учебник № 5 - вычисление по отрезку
№ 6 - решение примеров и составление недостающего равенства.
9. Итог урока. Рефлексия.
-Назовите тему урока. (Сравнение предметов.)
-Каким способом мы сравниваем кол-во предметов?
-С помощью какого математического знака мы показываем равенство количества фигур?
-Когда мы говорим, что кол-во предметов не одинаковое? (Слайд 8)
-С помощью какого знака мы показываем неравенство кол-ва предметов?
-С каким настроением Ах и Ох вернуться домой с прогулки? (Слайд 9)
-А какое настроение у вас?
-Довольны ли вы своей работой?
-Какое задание понравилось?
-Чем бы хотели заняться дома?
-Отгадайте загадку:
Есть друзья такая птица, если сядет на страницу,
Очень рад бываю я, а со мною вся моя семья. (пятерка)
-Я думаю, что вы сегодня заслужили самую лучшую отметку! (Слайд 10)