ЦЕЛЬ: Развитие интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.
Задачи:
- Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы.
- Продолжать учить группировать предметы по заданным признакам; учить делать обобщения, дифференцировать предметы на основе проведенного анализа и синтеза; развивать умение выражать собственные эмоции и воображаемые образы через слова и движения.
- Способствовать формированию нормативной регуляции поведения, поддерживать стремление к успеху в достижении определенного результата; способствовать овладению типичными формами взаимодействия (одновременные действия с другими, обмен функционально распределяемыми действиями внутри группы, соблюдение договора в процессе игры).
Оборудование и материалы: Пособие «Радуга» (дифференциация вида деятельности детей на занятии методом цветовых предпочтений); игровой кубик, на гранях которого изображены цифры от 1 до 6 (каждая цифра обозначает номер задания и номер буквы зашифрованного слова); 3 набора из 4 карточек (20Х15) с изображением групп представителей растительного мира; 12 фишек с цифрами (1-12), разнос; 2 серии картинок в каждой из которой 4 карточки (10Х10), отображающих 4 этапа развития одного из представителей животного мира; 5 двойных карточек (20Х15): с изображением (с одной стороны) глаз животного, (с другой стороны) с изображением всего животного; черный ящик, в котором находятся: шишка, веточка рябины, кусочек коры, желуди, гриб; 6 карточек (30Х10): - с изображением трех животных; 18 карточек (10Х10) – с изображением мест обитания животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо, хатка, улей, куст, муравейник); посылочная коробка; памятки с правилами поведения в лесу на каждого ребенка; пригласительный билет в заповедник «Кузнецкий Алатау»; пособие «Волшебный микрофон»; ноутбук; 6 карточек (ф А5) с буквами, означающими слово ЛЕСНИК; 3 плаката (60Х80) на темы: «Как лесник заботится о лесе», «Зачем люди ходят в лес», «Этого не следует делать в лесу».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Сегодня я не знаю, чем каждый из вас хотел бы позаниматься. А поможет мне это узнать «Радуга интересов». Предлагаю каждому выбрать ленточку того цвета, который больше нравиться. А вы знаете, что каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто выбрал красный цвет – тот хотел бы активно подвигаться. Кто выбрал синий цвет – тот хотел бы узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Кто выбрал желтый цвет – тот хотел бы проявить свое творчество. Кто выбрал зеленый цвет – тот ищет общения с друзьями. Кто выбрал оранжевый цвет – хочет поиграть.Всем этим мы сегодня с вами и будем заниматься. Но для начала побеседуем. Воспитатель:Ребята,кем становятся дети, когда вырастают? (Ответы детей) Чем взрослый отличается от ребенка? (Ответы детей)Да ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой, сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много – много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Взрослые имеют профессию, ходят на работу и умеют делать свое дело очень хорошо.
Воспитатель:Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком, у него очень редкая профессия, но чтобы узнать, кем он работает, вы должны открыть буквы зашифрованного слова. Согласны? У меня есть кубик его нужно бросить какая цифра выпадет такую букву по счету мы, и откроем, но сначала нужно выполнить правильно задание на столе с такой, же цифрой. Итак, начинаем. Кто первым бросит кубик?
1. Задание: «Кто скорее соберет?»
Цель: Выявление знаний детей о стадиях развития животных (насекомых, земноводных); развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: личинка, куколка, икра, головастик.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания, вам нужно разделится на 2 группы, каждая получает набор из карточек с изображением стадий развития животного. Вам необходимо правильно выстроить последовательную цепочку развития лягушки и бабочки.
Будьте внимательны! От этого зависит результат вашей работы!
Давайте проверим правильность выполнения задания.
(Из яичек появляются гусеница, гусеница превращается в куколку, из куколки выводится бабочка).
(Лягушка откладывает икру, из икры появляются головастики, у головастиков вырастают задние и передние лапы, затем исчезает хвост, и лягушка выходит на сушу).
Ребята, как думаете, вы справились с заданием?
Да, ребята, правильно, отлично справились!
2. Задание: «Четвертый лишний»
Цель: Формирование умения вычленять лишний объект из группы однородных объектов на основе обобщения и анализа их отличительных признаков. Обогащение и активизация словаря: белый гриб, лисички, опята, мухомор, ель, дуб, тополь, колокольчик, нарцисс
Инструкция: Для выполнения задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор из 4 карточек с изображением растений. Вам необходимо убрать «лишний» предмет, объяснив причину. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Объясни свой выбор! Ребята посмотрите, как вы думаете, они правильно выбрали?
Молодцы! Дружно работали!
3. Задание: «Угадай кто это?»
Цель: Продолжать учить узнавать и различать животных по частям тела, обращая внимание на наиболее характерные особенности внешнего вида животных и птиц (глаза); развивать способность к синтезу предметов на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рысь, енот, филин.
Инструкция: В этом задание ребята, вам надо угадать животное по изображению его глаз. Здесь главное проявить сообразительность и каждому постараться высказаться.
Кто еще как думает? Может кто-то думает по-другому?
Замечательно ребята! Вы такие сообразительные!
Физминутка: (Звучит запись пения птиц в лесу).
Ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте все в круг, закрывайте глаза, представьте, что мы в лесу летом. Все дети входят в лес. Открывайте глаза. Идем тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки…
Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идем дальше. Перед нами бьет родник, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходим из леса.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Зачем люди ходят в лес?» (Ответы детей). А теперь сравните ваши ответы с изображениями на плакате.
Отдохнули? Продолжаем отгадывать слово! Кто хочет бросить кубик? (Ответы детей).
4. Задание: «Черный ящик»
Цель: Расширение знаний детей о пищевых предпочтениях животных и птиц в дикой природе; создание условий для обогащения сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей; развитие способностей к дифференциации на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: рябина, желудь, кора.
Инструкция: Ребята, для выполнения этого задания вам надо опустить руку в «черный ящик», определить на ощупь и высказать свое мнение, что там находиться. А затем ответить на вопрос: «Для какого животного в дикой природе это является пищей?» Но чтобы определить, кто первый начинает, нужно каждому выбрать фишку. Для того чтобы выполнить задание нужно хорошо подумать! Ребята у кого фишка с цифрой 1, опускай руку.
Подумай, что за предмет у тебя в руке? Проверяй! Что у тебя в руке, смотри!
Умнички отгадали все предметы!
5. Задание: «Кто где живет?»
Цель: Выявление знаний детей о местах обитания животных в дикой природе (птиц, насекомых, рыб, зверей); развитие способностей группировать предметы на основе проведенного анализа. Обогащение и активизация словаря: хатка, берлога, муравейник, дупло, улей, гнездо, норка.
Инструкция: Для выполнения этого задания ребята, вам нужно разделится на 3 группы, каждая получает набор карточек с изображением животных и карточек с изображением мест их обитания в природе. Вам необходимо правильно сгруппировать картинки, чтобы каждое животное было закрыто карточкой с изображением его места обитания. От быстроты ваших действий зависит успешное выполнение задания.
Проверяйте. Кто живет…? Где живет…?
Хорошо поработали и успешно справились с заданием! Молодцы!
6. Задание: «Назови правило»
Цель: Уточнение и обогащение представлений детей о правилах поведения в дикой природе; развитие экологического сознания, формирование представления о ценности окружающей живой природы.
Инструкция: Ребята, чтобы выполнить это задание вам нужно выбрать фишку с цифрой. И глядя на плакат «Чего не следует делать в лесу», придумать правило, для картинки с таким же номером. Внимание! Каждый придумывает правило, только к своей картинке, высказываемся по одному.
А что будет если…? А что может случится?
Мне очень понравились ваши ответы!
Воспитатель: Вот молодцы со всеми заданиями справились, и на доске открылось слово? (Лесник). Кто же такие лесники? Чем они занимаются? (Ответы детей). Параллельно демонстрируется плакат «Как лесник заботится о лесе», помогающий детям сформулировать ответы.
Воспитатель: Вы правы, а теперь предлагаю посмотреть видео письмо от Игоря Николаевича, который работает лесником в заповеднике «Кузнецкий Алатау», это папа Вовы, мальчика из моей группы, садитесь скорее на стулья.
(Видео-письмо от лесника)
Здравствуйте ребята, если вы смотрите мое видеописьмо, значит, успешно справились со всеми заданиями и отгадали зашифрованное слово. Да моя профессия называется лесник и все что вы делали, выполняя задания, помогло вам узнать больше о моей профессии, о том с кем и где я работаю.
Лесники – важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком. Они хорошо знают всех обитателей леса. Они стараются помочь животным в трудное время – зимой во время бескормицы, весной в половодье, борются с браконьерами. Заботятся о лесе – берегут его от пожара. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых. Вот сколько важных дел у лесников.
Ребята, я посылаю вам посылку с пригласительными билетами ко мне в заповедник, чтобы вы могли полюбоваться природой родного края и еще сильнее полюбить ее. А любить – это значит беречь, заботиться, и не забывать о правилах поведения на природе. Для этого посылаю вам эти памятки. Ведь забота о красоте окружающей природы - это дело каждого из нас!
Воспитатель: Достает посылку, открывает и показывает ее содержимое детям Ребята, посмотрите здесь и приглашение, и памятки, я их отдам после занятия, мы все вместе прочитаем, а памятки возьмете домой на память. Посмотрите, здесь еще лежит микрофон, я предлагаю, ребята вам сейчас рассказать о том, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали, оправдались ли ваши ожидания, чем вам больше понравилось заниматься, хочу сразу сказать, что микрофон не простой, а волшебный все ваши ответы Игорь Николаевич услышит. (Ответы детей)
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось наше заниматься, было интересно и увлекательно. Спасибо вам ребята за интересные ответы, спасибо за работу и внимание.Наше занятие окончено. До свидания!