Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи и в составе предложения

Разделы: Русский язык


Тема урока: Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения;
  • повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым;
  • пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • формировать навыки письменной и устной речи.

Развивающие:

  • развитие наблюдательности и аналитичности;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие ассоциативного и творческого мышления;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные: Прививать положительное отношение к здоровому образу жизни.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый с элементами игры

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • карточки-подсказки
  • тесты

Приложение 3 . Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Урок-соревнование. Но для того, чтобы участвовать в соревновании, нужно быть здоровым. А здоровье – это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается. Обратите внимание на высказывания (слайд № 1). Как вы их понимаете?

В здоровом теле здоровый дух.
(Пословица)                     

Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом.
(Ювенал)

Что помогает сохранить здоровье? А всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд №2):

Зд...ровье это с...стояние полного физического духовного и социального благ...получия а не только отсутствие б...лезни.

  • Запишите предложение, объясните знаки препинания, пропущенные орфограммы. Найдите частицу, укажите ее разряд.
  • Скажите, какое спортивное событие должно быть в нашем крае в 2014 году? (Зимние Олимпийские игры).
  • Давайте и мы сегодня отправимся на заочную олимпиаду и примем участие в Зимних Олимпийских играх.
  • Знаете ли вы олимпийский девиз? («Быстрее! Выше! Сильнее!»).
  • А теперь, чтобы определить тему наших соревнований, я предлагаю вам послушать шуточное стихотворение (слайд № 6)

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Итак, какова тема нашего соревнования? (Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения). Тему записать.

Озвучить тему и цель урока. (Слайд № 7). Правила соревнований:

  • Каждый имеет право принять участие в соревнованиях.
  • За правильно выполненное задание участник получает бонус.
  • В конце урока подводится итог: победители, набравшие наибольшее количество бонусных баллов будут награждены медалями.

II. Уважаемые олимпийцы на станцию Словарь могут пройти все. Но это еще не выход на трассу. Сначала вы должны доказать, что готовы к трудностям и хорошо владеете языковыми нормами.

1. Работа со словарными словами (на интерактивной доске) (слайд № 10)

Тренер, стадион, тренировка, хоккей, спортсмен, чемпион, биатлон, футбол, внимание, стремление, оптимизм, хронометраж.

Дайте толкование слова ЧЕМПИОН. Задайте дополнительный вопрос отвечающему.

Придумайте предложение с одним из слов, используя модальные частицы.

2. Хорошо, вы готовы к трудным испытаниям. Впереди нас ждут соревнования, пусть не в силе и в ловкости, а в умениях и навыках, но это тоже важно. (Обратить внимание на высказывание, звучавшее в начале урока: «Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом» Ювенал). Итак, вперед к победе, нас ждет:

  • Биатлон.
  • Одиночное фигурное катание.
  • Парные танцы на льду.
  • Хоккей.

3. У каждого из вас на партах карточка-подсказка, которой вы имеете право воспользоваться.

III. Биатлон.

Выходим на старт. Прочитайте стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ, выпишите их. (Спросить одного из учеников, какие сочетания выписал, если верно, то получает бонус + дополнительный вопрос). Самопроверка (слайд №13, 14)

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

А теперь посоревнуемся: кто последний назовет устойчивое сочетание с НЕ или с НИ – тот победитель и получает бонус. (Учащиеся называют устойчивые сочетания в течение 2 минут).

Приближаемся к отметке «Стрельба по мишеням» (слайд № 15). Правила: попасть во все мишени, т. е. записать предложения правильно (слайд № 16). За правильные ответы – бонус. Промах – дополнительный круг, т. е. дополнительная карточка.

Работа с интерактивной доской: по четыре предложения с объяснением правописания частиц НЕ – НИ.

  1. (Н..) слыхать (н..) чьих голосов.
  2. (Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал.
  3. (Н..) хочу вас (н..) чем огорчать.
  4. Обижаться (н..) на кого.
  5. (Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление.
  6. (Н..) разу (н..) побывал в Москве.
  7. (Н...) откуда (н..) проникал луч солнца.
  8. (Н..) кто (н..) ощущал (н..) какой тревоги.
  9. (Н..) раз обращался к друзьям.
  10. (Н..) что. иное, как утренняя заря, вызывала его восхищение.
  11. Получив (н..) кому (н..) интересное сообщение, (н..) сказал (н..) слова.
  12. (Н..) откуда и (н..) от кого ждать письмо.

Дополнительные карточки: Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Используйте карточку-подсказку.

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Подходим к финишу: кто из вас получил бонус в этом виде соревнования, поднимите руки. (Слайд № 17)

IV. Одиночное фигурное катание.

Следующий вид спортивных соревнований, в котором мы примем участие – это одиночное фигурное катание (слайд № 18). У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто неуверенно держится на льду, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками.

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (н...) соседи (н...) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон! Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н...) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н...) одна из его работ (н...) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу никому (н...) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н...) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н...) соседи, (н...) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н...) свет (н...) заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н...) хотел пр...мерить красивый деревя...ый капюшон!(простое восклицательное предложение) Кто (н...) пр...ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение(предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н...) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н...) одна (= ничто) из его работ (н...) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг...рало в огромном костре. (Н...) раз (= много раз) об...жался мастер на эту традицию но (н...) разу (= никогда) никому (н...) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

V. Парные танцы на льду.

Следующий вид спортивных соревнований в наших Зимних Олимпийских играх – это парные танцы на льду (слайд № 19). Работа в парах: поменяйтесь карточками, проверьте зеленой пастой, выставьте оценки, критерии оценивания показаны на слайде. У кого нет ошибок, кто не пользовался подсказками, получают бонус.

VI. Хоккей «Забрось шайбу» (3 минуты)

Знание теории + пример, Вопрос – ответ по цепочке. (Слайд № 20) Если участник ответил, то он имеет право задать вопрос другому, если нет, отвечает желающий и передает вопрос другому. Бонус получают те учащиеся, которые правильно ответили и привели примеры.

VII. Последний этап. Выход на финишную прямую. Тестирование.

На столах у вас лежат тесты. Вы можете выбрать тот уровень тестирования, который соответствует вашим знаниям:

  • 1 уровень – высокий
  • 2 уровень – средний
  • 3 уровень – низкий

Тесты в приложении 1.

VIII. Итог урока.

  • Подведем итоги нашего соревнования.
  • На парте у вас лежат цветные карточки. Напишите на них фломастером количество бонусов, которые вы заработали на нашем уроке.
  • Как различаются на письме частицы НЕ и НИ?
  • Награждение:
    Первое место – Золотая медаль.
    Второе место – Серебряная медаль
    Третье место – Бронзовая медаль
  • Д/З, упр. 368. 1 вариант – 1 часть, 2 вариант – 2 часть.

Приложение 2