Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и других, что и влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти , пространственных представлений, воображения.
Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности; усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формирует устойчивый интерес к организованности (умение не только командовать, но и разумно подчиняться).
Игры используются главным образом на этапе первичного закрепления и повторения. При первичном закреплении игру целесообразно проводить всем классом, при организации самостоятельной работы можно использовать игровые карточки. Они особенно необходимы для работы со слабыми учащимися, у которых не развит интерес к математике. Игровые задания помогут сформировать положительное отношение к изучаемому предмету.
Наиболее сложный раздел программы во втором классе «Сложение и вычитание в пределах 100».
Приведу несколько игр для закрепления этого раздела.
1) «Арифметическое домино».
Учитель заранее готовит для учащихся карточки:
На уроке учитель раздает ученикам все карточки, кроме одной. Ее он ставит на доску. Учащиеся решают записанный на карточке пример, к доске должен выйти тот ученик, у которого на левой части карточки записан ответ первого примера. Он ставит свою карточку рядом с первой. Записанный на ней пример решают все ученики, а к доске должен выходит тот, у которого на левой стороне карточки записан ответ второго примера, и ставит карточку. Игра продолжается до тех пор, пока цепь всех карточек не будет выставлена. Остальные ученики – контролеры. Они поддерживают или опровергают ответы учащихся, выходящих к доске.
2) Цепочка.
Всем ученикам учитель раздает сигнальные карточки красного, зеленого и синего цвета. Учитель выставляет цепочку примеров с тремя ответами. Первый ответ красного цвета, второй - зеленого, третий - синего. Ученики решают цепочку примеров и показывают ответ сигнальной карточкой соответствующего цвета.
3) Арифметическое лото.
Учащиеся могут работать парами или индивидуально. Учитель раздает ученикам карточки с примерами и карточки с ответами. В карточках с ответами на другой стороне части - рисунок. Ученики сначала решают и ставят ответы. Если они все решили правильно, то у них должен получится рисунок.
46-7 |
57+4 |
65+5 |
38+8 |
67+4 |
41-3 |
73-8 |
92-6 |
47-9 |
37+8 |
4) Угадай число.
На доске выставлены карточки с числами. Ученикам предлагается задание: «Разгадай правило, по которому числа, записанные в карточках, связаны между собой и заполни пустые окошки».
16 |
9 |
33 |
87 |
8 |
|
46 |
|
37 |
|
6 |
15 |
5) Кто быстрее?
Учащимся раздаются карточки. Все работают индивидуально, и по команде заполняют таблицу.
- |
99 |
98 |
97 |
96 |
95 |
15 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
6) “Лабиринт”
Задание: пройти лабиринт, набрав сумму, равную 20.