В современных условиях работы школы требуется изменение механизма управления качеством обучения, дающего оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса для своевременного принятия управленческих решений, коррекции деятельности учителей и обучения учащихся.
В результате творческих поисков педагогического коллектива в школе сложилась система мониторинга качества образования, целью которого является непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, определение состояния дел по изучаемым направлениям и их корректировка, оказание методической помощи педагогам, повышение эффективности результатов образовательного процесса, изучение результатов педагогической деятельности, выявление и распространение передового педагогического опыта.
В ходе мониторинга обучения и образования нами определяются:
- Уровень сформированности обязательных результатов обучения через посещения уроков по программам наблюдения, проведение административных контрольных работ. Итоги подводятся на совещаниях при директоре, на педагогических советах.
-Качество знаний учащихся – через государственные экзамены, участие в школьных, районных и краевых олимпиадах, административные контрольные работы практически по всем предметам, через сравнительный анализ итогов года по предметам в сравнении с результатами прошлых лет.
- Общая качественная успеваемость через отчеты учителей по итогам четвертей сравнительный анализ итогов года в сравнении с результатами прошлых лет в целом по школе и по классам.
- Степень готовности выпускников основной школы к продолжению образования через срезы знаний, анкетирование, тестирование учащихся.
- Степень готовности выпускников основной и средней школы к итоговой аттестации через посещение уроков, анкетирование, репетиционные экзамены в 9-х, в 11-х классах, проверку документации.
Сравнительные данные ГИА учащихся за курс основной школы
Сравнительные данные ГИА учащихся за курс средней школы
Для обеспечения открытости мониторинга, повышения его практической значимости активно привлекаются школьные методические объединения, наиболее опытные учителя. На итоговых заседаниях школьных методических объединений подводятся результаты работы ШМО по итогам обучения учащихся, выпускных экзаменов, результативности работы педагогов. Здесь же определяются задачи на будущий учебный год и подходы к их реализации. С учетом анализа количественных и качественных результатов внутришкольного контроля определяются основные направления мониторинга качества обучения.
Мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предметам, наблюдение, оценка и прогноз состояния учебно-воспитательного процесса, а также профессионального уровня учителей школы. Необходимо построить систему мониторинга таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на учащихся, методические объединения, повысить заинтересованность педагогов в улучшении результатов своей работы и накоплению материала для личной аттестации.
Система мониторинговых исследований проста:
- По итогам анализа предыдущего учебного года заместителем директора по УВРи руководителями ШМО определяются учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. При этом обязательными дисциплинами являются русский язык и математика. Вариативные области определяются по результатам обучения.
- Далее отмечаем периодичность проведения мониторинга. По русскому языку и математике на всех ступенях обучения проводим мониторинговые срезы в сентябре (входной), в декабре (промежуточный), в апреле-мае (итоговый).
Цель входного среза: определение уровня остаточных знаний учащихся в начале года обучения. Анализ его результатов дает учителю возможность выбрать методику обучения, сформировать мотивацию учащихся, определить пробелы в знаниях учащихся и назначить дополнительные занятия.
Целью промежуточного среза является оценка успешности продвижения учащихся в предметной области, подведение промежуточных итогов обучения. Результаты такого среза анализируются и обсуждаются учителями с учащимися, завучем на совещаниях с учителями, работающими в данных классах, параллелях. При необходимости планируются дополнительные срезы по проверке хода коррекции выявленных пробелов в умениях и навыках учащихся.
Анализ контрольной работы по математике | ||||||||||
Фамилия | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | % вып работы | |||||
ошибки | ||||||||||
в ходе решения | вычисл. ошибка | в ходе решения | вычисл. ошибка | в ходе решения | вычисл. ошибка | в ходе решения | вычисл. ошибка | |||
Губжоков Р | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 63% |
Иков В | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100% |
Жалаев З | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100% |
Кабардоков Р | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 4 | 50% |
Кашарокова О | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100% |
Кокоева Н | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 75% |
Караева Р | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 88% |
Наценко В | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100% |
Перхичева С | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 3 | 63% |
Туков Н | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 88% |
Тукова Ж | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100% |
Тарланов И | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 | 50% | ||
Ногаева Р | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | 63% |
Шережуков Д | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 4 | 50% |
Исмаилова К | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 38% | ||
Шережуков Ш | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 88% |
3 | 6 | 1 | 5 | 4 | 6 | 4 | 2 | 31 |
В сфере образования качество - это тот нормативный уровень, которому должны соответствовать результаты обучения. Поэтому мы пользуемся следующей системой сравнений результатов: если получился результат выполнения работы на уровне от 80% до 100%, значит, тема усвоена на оптимальном уровне, от 65% до 80% -на допустимом уровне, от 50% до 65% - на критическом уровне, менее 50% - на недопустимом уровне. За последние три года практически исчезли результаты на недопустимом уровне и вырос уровень выполнения работ до допустимого и оптимального. Администрацией по итогам анализа принимаются управленческие решения: постановка учителя и преподавания предмета на персональный контроль, повторный срез по итогам коррекции и т.д. Благодаря мониторинговым исследованиям мы составляем план конкретного разговора с учителем по коррекции его деятельности, овладению новыми педагогическими технологиями, применению их в работе. Словом, намечаются пути более эффективной работы с учениками.
Сами учителя так же отслеживают динамику школьного статуса ученика. Педагог в специальном бланке тематического учета знаний заполняет информацию по оценкам, полученным учащимся за работу, на обратной стороне бланка отмечаются наиболее типичные ошибки в данной работе. Таким образом, у учителя всегда под рукой информация в динамике по всем видам срезовых работ и динамика коррекции ошибок.
В данном мониторинге для нас важны не собственно показатели, а динамика их изменений: положительная, отрицательная, стабильная как по каждому ученику, так и по классу, параллели, учителю, школе в целом. Считаю, что в данной системе мониторинга заинтересован каждый учитель- предметник.
В течение трех лет школа работает над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьника». Это позволило внести новые формы мониторинга обучения. Так в ходе проведения первого этапа школьной предметной олимпиады принимают участие до 50% учащихся 9-11 классов. По сути олимпиада является элементом мониторинга качества обучения. По каждому предмету в определенный день каждому участнику выдается задание. Продолжительность работы ограничена. Работы проверяются в тот же день, определяются баллы учащихся и ученика, который будет представлять школу на районной олимпиаде, также определяется рейтинг каждого ученика в классе, на параллели, выявляются учащиеся, набравшие наибольшее число баллов. Лидер из данных учащихся имеет возможность принять участия в следующих этапах олимпиады. Данная форма позволяет проверить умение учащихся в ограниченный промежуток времени показать владение учебным материалом на доступном им уровне, играет положительную роль в мотивации учащихся на результат обучения.
Качество образования ученика, да и всего коллектива, зависит и от здоровья и здоровьесбережения учащихся. Поэтому помимо мониторинга качества мы отслеживаем болезненность школьников и анализируем причины и количество пропусков уроков без уважительной причины.
Качество обучения непосредственно зависит от самосовершенствования учителя, его педагогического мастерства. В области диагностики и оценки мастерства учителя мы изучаем такие параметры: как
- стабильный результат обучения, отражающий объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику развития ученика, цену полученного результата (мотивация учащихся, недопустимость физических и психологических перегрузок школьников);
- способы достижения результата (педагогически выверенное применение рекомендаций, собственные методические подходы, решения);
- новизна, оригинальность, целесообразность способов достижения цели, владение педагогической техникой;
- профессиональный рост учителя, качество самообразования, овладение передовыми технологиями обучения.
В школе сложилась система отслеживания результатов работы учителя. Руководители ШМО анализируют состояние составления календарно-тематического планирования уроков, ход его выполнения, оперативно оказывают методическую помощь. В ходе проведения тематического и персонального контроля профессиональная компетентность учителя просматривается администрацией и руководителями ШМО в течение учебного года, сравниваются итоги их оценивания. Результативность уроков по данной схеме оформляется на бланках посещений уроков отдельно администрацией и руководителем ШМО, в которых четко видна динамика качества проведения уроков. Отрадно, что результат самооценки учителя, оценки руководителей ШМО и администрации стали больше совпадать. Итоги наблюдения за успешностью деятельности учителя на уроке заносятся в индивидуальные методические папки учителя. Такой подход дает возможность администрации получить достаточно эффективную информацию о динамике проведенных уроков, материалы для принятия управленческих решений, а учителю – возможность самоанализа, подготовки к личной аттестации. Для снятия психологического дискомфорта на совещаниях при директоре, завучах сообщаются общие выводы по всему педагогическому коллективу, а основной аналитический материал- на заседаниях ШМО, в индивидуальных беседах администратора и руководителя методического объединения.
Проблема управления качеством обучения и образования в современной школе одна из самых актуальных. Нами были найдены некоторые подходы к организации мониторинга качества обучения, которые дали положительную динамику общей и качественной успеваемости обучения, преподавания предметов, результативность экзаменов по новой форме в 9 классах, в форме и материалам ЕГЭ в 11 классах, достижениях отдельных учащихся, педагогов и всего коллектива в целом. Вместе с тем, мы видим необходимость поиска более оптимальных путей многоплановой диагностики успешности не только педагога, но и каждого ученика, планируем более широко использовать для этого информационные технологии. Видим в перспективе задачу - превратить систему отслеживания результативности работы в систему положительных динамичных результатов.