Урок-зачет по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Урок ориентирован на учащихся 5 класса. Учащиеся систематизируют и обобщают знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Урок проводится в форме морского путешествия, что позволяет в занимательной форме проверить знания учеников по изученной теме.

Цель:

  • обобщить знания по изученному материалу;
  • проверить умение различать простые и сложные предложения; определять структуру таких предложений; выделять в предложениях обращения, прямую речь.

Оборудование: картинки для оформления морского путешествия; послание, жетоны, муляжи фруктов; карточки с предложениями.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме «Синтаксис и пунктуация». Мы должны показать свои знания по этой теме, умение пользоваться знаниями на практике.

Мы отправляемся с вами в морское путешествие. Но это не только путешествие. Случилось так, что Робинзон потерпел кораблекрушение и остался один на необитаемом острове. Ему срочно нужна наша помощь. Как сообщить о том, что он попал в беду? Робинзон приготовил послание, а мы должны передать его Пятнице. Но наш путь будет нелегок, нам придется преодолевать препятствия. Но мы ведь ничего не боимся, правда?

Каждый будет плыть на своем корабле. За правильные ответы вы будете получать по одному баллу. В итоге вы все должны приплыть к Пятнице, но получится так, что у всех в конце будет разное количество баллов.

2. Итак, поплыли.

Кораблики наши плывут по волнам,
К Пятнице нужно добраться нам.

Первыми на пути нам встречаются ДЕЛЬФИНЫ. Говорят, это очень умные животные, поэтому они зададут нам теоретические вопросы.

  1. Что изучает синтаксис?
  2. Какие члены предложения входят в грамматическую основу?
  3. На какие две группы делятся члены предложения?
  4. Что такое обращение?
  5. Что изучает пунктуация?
  6. Что такое диалог?
  7. Какие знаки препинания вы знаете?
  8. Какое предложение является простым?

Молодцы! Я думаю, что дельфины довольны нашими ответами. А нам пора дальше в путь.

Кораблики наши плывут по волнам,
К Пятнице нужно добраться нам.

И мы попадаем на ОСТРОВ ЧЕРЕПАХ.

Давайте вспомним, какие члены предложения мы называем однородными? Составьте и запишите предложения с однородными членами. Определите, какие это члены предложения.

Мы справились с заданием и отправляемся дальше. Сейчас нам предстоит опуститься на дно морское.

Живя на дне морском, МЕДУЗА решает сложную задачу. Давайте ей поможем. Дано предложение. Но медуза не знает, какими членами предложения являются слова в нем.

В воздухе стоял аромат душистых трав и манил к себе пчёл.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Море волнуется раз…»

На дне морском плавают ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ.

Давайте посмотрим, что у них приготовлено.

1 рыбка – придумать и записать предложения с обращением.

2 рыбка – предложение с прямой речью.

3 рыбка – сложносочиненное предложение.

4 рыбка – сложноподчиненное предложение.

Отправляемся дальше.

Кораблики наши плывут по волнам,
К Пятнице нужно добраться нам.

На пути нам встречаются МОРСКИЕ КОНЬКИ. Они предлагают такое задание.

Составить предложение и выполнить синтаксический разбор.

- Из предложения МЫ ЛЮБИМ УЧИТЬСЯ взять подлежащее.

- Из предложения ИЛЬЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНИТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ взять обстоятельство.

- Из предложения МЫ ПОМОЖЕМ РОДИТЕЛЯМ В УБОРКЕ УРОЖАЯ взять сказуемое.

- Из предложения РОБИНЗОН ОСТАЛСЯ НА ОСТРОВЕ ОДИН взять подлежащее и поставить его в дательном падеже.

И вот мы всплываем на поверхность и попадаем на ОСТРОВ ОБЕЗЬЯН. На фруктах прикреплены предложения. Ученики выбирают себе любое, на листах чертят схемы предложения и вывешивают ее на доску.

  1. Зима будет холодной, если белка делает большие запасы.
  2. Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
  3. «Как добраться до острова?» - спросил капитан.
  4. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист.
  5. Олени осенью перебираются к югу, где они находят больше корма.
  6. В городском саду росли цветы: лилии, тюльпаны, розы.
  7. Света спросила: «Сколько тебе лет?»
  8. Когда наступит зима, люди будут одеваться тепло.

Итак, мы преодолели все препятствия и добрались до Пятницы. Передаем ему послание.

3. Подведение итогов. Подсчет жетонов. Выставление оценок.