Урок математики в 6-м классе по теме "Путешествие по океану положительных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • познавательные: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме.
  • развивающие: развивать творческую, речевую, мыслительную активность, интерес к математике;
  • воспитательные: воспитывать внимательность, активность, самостоятельность в работе.

Задачи:

  • обеспечить формирование у учащихся целостной системы об отрицательных и положительных числах.
  • Создать условия для активной познавательной деятельности.

Этапы урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Обобщение, систематизация и применение знаний в форме “Путешествия по учебным станциям”.
  • Рефлексия.
  • Подведение итогов урока и домашнее задание.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся знают правила и умеют их применять при решении упражнений различной сложности на все действия с положительными и отрицательными числами.
  • формируются рефлексивные и коммуникативные компетентности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, дидактические материалы.

Приложение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята! Чтобы понять с какой темой мы будем с вами работать на уроке, ответьте мне на несколько вопросов.

– С какими числами вы работали на предыдущих уроках?

– Какие числа называются положительными и отрицательными?

– Какие действия вы научились выполнять с этими числами?

Как вы думаете, какая же тема нас ожидает сегодня? (Ученики дают предположительные варианты темы)

Откройте тетради и запишите число и тему урока: Все действия с отрицательными и положительными числами.

А проведем мы этот урок в форме Путешествия по островам. Каждый из вас отправляется в плавание на своем собственном корабле, который вы назовете сами и запишете название в тетради. Слайд 2.

II. Систематизация и обобщение знаний.

1.Я даю старт всем кораблям. Слайд 3.

Сейчас мы находимся в проливе “Трудный вопрос”. Здесь вам предстоит следующая работа. Вы должны вспомнить правила сложения, вычитания, умножения положительных и отрицательных чисел.( Ученики отвечают правила)

2.Теперь мы проплываем остров “Угадайка”.

На этом острове вы должны распределить карточки по группам: +, – , 0.

(на столе карточки с примерами, ученики берут по одной карточке, выбирают группу, к которой относится ответ и прикрепляют на доске с помощью магнитов).

Примеры:

1). -66:9

2). -4,5 * (-4,5)

3) 7,3* (-8)

4). -11 * ( -18) * 142 * ( -15)

5) -8 + (-4)

6) – 548,3-(-305,4)

7) – (-101) +3

8) -115 + 115

9) 85 + ( -85)

10) -30– (-30).

Как–то учительница задала на дом пример: Вычислить сумму всех целых чисел от -499 до 501. Слайд 4

Мальчик сел за работу, на помощь пришли мама, папа, бабушка. Все долго вычисляли и ругали учительницу за такое сложное задание. Может быть вы быстрее найдете ответ?

3. А сейчас мы подплываем к острову “Вычисляйка”. На этом острове надо вычислить несколько примеров.

На слайде 5., 6

(ребята по цепочке находят ответы)

-35 + (-5)

-7+(-14)

-17 +(-8)

26+(-6)

-70 +50

-17 +30

10-(-3)

-5*6

9*(-3)

-8*(-7)

16: (-4)

-2 : (-)

Сравните: а) /-3,5+2,9/ и /-3,5/+ /2,9/, б) /-8,7-0,7/ и /-8,7/+/-0,7/

Какой знак надо поставить вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:

*8+*4=-4

*8+*4=4

*8+*4=-12

*8+*4=12

*8+*4=0

4. Учитель: А вы не задумывались, зачем нам нужны отрицательные числа?(для измерения температур, глубин морей и океанов….)Все ваши ответы правильные. А где и когда возникли отрицательные числа? Чтобы узнать это, мы подплываем к “Историческому заливу”.

Вам надо решить примеры и расшифровать некоторые слова.

На слайде 7 примеры. Ответы (на доске)

(Эта работа проводится в парах. Учащиеся решают примеры и выбирают соответствующую букву, затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга ответы)

Учитель. Проверим ваши результаты. У первого варианта получилось слово Китай, а у второго Индия. Слайд 8.

Действительно, первые сведения об отрицательных числах встречались у китайских математиков во 2 веке до нашей эры. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как “имущество”, а отрицательные как “долги”. Китайский император Ши Хуан Ди, разгневался на ученых и велел все их книги сжечь, а авторов казнить.

Затем отрицательные числа заинтересовали индийских математиков уже в 7 веке. Индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками так: “сумма двух имуществ есть имущество”, “сумма двух долгов есть долг”, “Сумма имущества и долга есть их разность”. Слайд 9,10. Как вы думаете, какое правило соответствует этим выражениям?

5. Все благополучно миновали “Исторический залив” и движутся к островам “Успех” и “Удача”.

Всем выдаются дифференцированные карточки:

1 вариант

Обязательная часть.

1)Запишите число, противоположное данному:

А) -4, б) 0, в) -95, г) 1,6

2) сравните числа:

а) -5 и -15 б) 8,2 и -9,1

3) Вычислите:

а) -3,5 +3,5

б) 17+ (-21)

в) -2,3 + ( -4,27)

г) 6,8-8,5

д) 7– ( -1,1)

е) -12,5 –(– 24,3)

ж) -3*(-0,6)

з) 9,5*(-2)

и)-10 *0,37

к) 0:((-5)

л) -2,4: (-0,8)

м) 16 : (-0,1)

н) 27-34+7-9

о) (-2)3

Дополнительная часть.

4) запишите в порядке возрастания числа: 7 ; 0 ; -5,6; 3,1; -4

5) -5*6-14 : (-7)

6) Представьте число 360 в виде произведения нескольких целых чисел, среди которых есть отрицательные.

2 вариант

Обязательная часть.

1)Запишите число, противоположное данному:

А) -6, б) 0, в) -58, г) 7,6

2) сравните числа:

а) -57 и -5 б) -6,2 и 9,1

3) Вычислите:

а) -7,5 +7,5

б) 18+ (-23)

в) -5,3 + ( -2,27)

г) 5,8-12,5

д) 9– ( -1,8)

е) -42,5 –(– 14,3)

ж) -7*(-0,6)

з) 8,5*(-2)

и)-10 *0,73

к) 0:(-4)

л) -2,4: (-0,6)

м) 16 : (-0,4)

н) -25+14-2+7

о) (-3)2

Дополнительная часть.

4) запишите в порядке убывания числа: -8; 0; -5,8; -3,7 ; 4

5) -16 : (4*(-7) +20)

6) Представьте число -420 в виде произведения пяти целых чисел.

III. Рефлексия.

Оцените свои результаты, поставьте себе оценку и сдайте карточки.

На острове “Удача” проводится игра на внимание. Вызываются 2 человека, встают лицом к классу, а перед ними на столе приз. Приз достанется самому внимательному:

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово “три”
Приз немедленно бери.
-Понятно, когда надо брать приз?
Учитель продолжает рассказ.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: Раз, два,… марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до полной ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше …пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну что ж, дружок, вы приз не взяли,
Когда была возможность взять!

IV. Подведение итогов.

Какие темы повторили? Что непонятного было на уроке? Достигли ли поставленной цели?

V. Домашнее задание творческое: придумать сказку про отрицательные и положительные числа.