Итоговое повторение. Материалы к уроку-семинару

Разделы: Математика


Работаю очень давно (стаж более 45 лет). Не помню где (скорее всего в журнале “Математика в школе”, начало 70-х годов) познакомилась со статьей Г.В. Дорофеева “О корнях показательно-степенных функций”. Больше публикаций на эту тему не встречала. Применяла и применяю указанный материал во время итогового повторения, провожу урок-семинар (если позволяет уровень класса), затем 2-3 урока решения уравнений указанного типа. Если уровень класса не достаточен для усвоения теории решения таких уравнений, то использую его для занятий с учениками, интересующимися математикой. Материалы к уроку-семинару составлены с использованием статьи Дорофеева Г.В.

Суть вопроса: какие значения неизвестного следует считать допустимыми для уравнений, содержащих неизвестное и в основании и в показателе степени?

Рассмотрим более конкретную форму этого вопроса: является ли число -1 корнем уравнения ?

Возможны три ответа:

а) да, потому, что при подстановке в уравнение вместо числа -1 мы получаем верное числовое равенство;

б) нет, так как число -1 отрицательно, а сложная показательно-степенная (степенно-показательная) функция определена только если ;

в) спорить об этом бессмысленно, поскольку нет четкой договоренности, при каких значениях х будет употребляться запись .

Продолжение урока см. здесь