В связи с происходящими реформами в сфере образования иностранный язык повсеместно приходит в начальную школу на правах обязательного предмета. В период начального образования идет формирование основ учебной деятельности – общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Обучение иностранному языку в начальной школе становится непростой задачей, т. к. приемы, которые используются и дают результат в среднем и старшем звене, не работают в начальной школе.
В основе обучения иностранному языку на начальном этапе лежит овладение навыком аудирования, т. к. восприятие младшими школьниками иноязычной речи на слух позволяет им начать формирование собственного представления о языке, развить языковую догадку, овладеть звуковой стороной иностранного языка, его фонемным составом и интонацией. Через аудирование идет усвоение лексического состава и грамматической структуры языка. Без развитых навыков аудирования ученик не сможет овладеть навыками говорения, чтения и письма, следовательно, невозможным будет и формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Как показывает моя практика преподавания английского языка в младших классах, учащиеся не всегда успешно справляются с заданиями на аудирование. Осознавая важность формирования навыка аудирования на начальном этапе обучения, я решила проанализировать ситуацию, установить проблему и попытаться найти способы ее решения.
Выявить проблему помогли результаты тестирования на аудирование с извлечением конкретной информации (
listening for specific information). Они показали, что многие учащиеся не умеют вычленять необходимую информацию в речевом потоке и игнорировать ненужную информацию, т. к. у них недостаточно развит общеучебный навык использования избирательного внимания.Цель работы: выявить влияние общеучебного навыка использования избирательного внимания на развитие у младших школьников навыка аудирования с извлечением конкретной информации на уроках английского языка.
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу: если в процессе обучения младших школьников аудированию уделять внимание развитию общеучебного навыка использования избирательного внимания, то это обеспечит формирование навыка аудирования с извлечением конкретной информации.
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи:
- Разработать систему упражнений (игровых форм работы на дотекстовом этапе аудирования) для развития у младших школьников общеучебного навыка использования избирательного внимания.
- Разработать систему упражнений для развития у младших школьников навыка аудирования с извлечением конкретной информации.
- Провести исследование для выяснения влияния общеучебного навыка избирательного внимания на развитие у младших школьников навыка аудирования с извлечением конкретной информации.
Основываясь на анализе учебной ситуации, я пришла к выводу, что простое увеличение количества практических упражнений на аудирование с целью извлечения конкретной информации будет недостаточным условием для развития навыка вычленять необходимую информацию. Целесообразным условием развития этого навыка представляются такие дополнительные виды деятельности (игры, упражнения), которые помогут также развить общеучебный навык использования младшими школьниками избирательного внимания. Развитие навыка аудирования с извлечением конкретной информации будет более эффективным при условии вовлечения учащихся на дотекстовом этапе работы с аудиотекстом в такие игровые виды деятельности, в которых они неосознанно будут применять избирательное внимание. Таким образом, им будет легче применить этот навык при выполнении последующего задания на аудирование с извлечением конкретной информации.
Исследование осуществлялось в диапазоне системы уроков. Уроки 1, 6 – сбор первоначальных и итоговых данных (проведение вводного и итогового тестов на аудирование с извлечением конкретной информации). Уроки 2-5 – применение упражнений в игровой форме на дотекстовом этапе аудирования для развития у младших школьников общеучебного навыка использования избирательного внимания, а также упражнений для развития у младших школьников навыка аудирования с извлечением конкретной информации.
Примеры игровых упражнений дотекстового этапа аудирования, развивающих общеучебный навык использования избирательного внимания:
– игра “
Edwin says”. Ход игры: учитель называет разные действия. Дети должны мимически изобразить названное действие только тогда, когда услышат предшествующую действию фразу “Edwin Says”. Если же учитель называет действие без предшествующей ему фразы “Edwin Says”, дети не должны изображать это действие.– послушай и встань, услышав определенное слово/словосочетание (
listen and stand up on hearing the word);-
послушай и поднимай картинку, услышав соответствующее слово/словосочетание (listen and show the card on hearing the word);-
послушай и хлопай в ладоши, услышав определенное слово/словосочетание (listen and clap your hands on hearing the word).Упражнения текстового этапа аудирования:
– множественный выбор (
listen and tick);– ответь на вопрос (
listen and say).Исследование планировалось проводить на 15 обучающихся 2 класса (первый год обучения английскому языку).
В качестве инструмента для сбора данных об успешности выполнения заданий на аудирование с извлечением конкретной информации использовались вводный и итоговый тесты идентичного типа (множественный выбор /
listen and tick).Результаты мониторинга можно отобразить в сравнительной диаграмме результатов вводного и итогового тестов на аудирование с извлечением конкретной информации.
Диаграмма отражает положительную динамику, свидетельствует об успешности проведенного исследования. Применение заданий на развитие общеучебного навыка использования избирательного внимания эффективно повлияло на формирование навыка аудирования с извлечением конкретной информации. Очевидно, что применение на дотекстовом этапе работы с аудиотекстом упражнений, в которых учащиеся неосознанно применяли общеучебный навык использования избирательного внимания, повлияло на успешное выполнение обучающимися упражнений текстового этапа работы с аудиотекстом и, следовательно, на развитие навыков аудирования с извлечением конкретной информации.
План-конспект урока