1. Организационный момент
В страну интересную, очень чудесную
Путь мы с вами совершим.
Много здесь жильцов различных
Уважаемых, приличных.
И поверьте мне, друзья,
Нам без них никак нельзя.
– Один из жителей прислал нам загадку. Если мы отгадаем, кто он такой, может, назовем и других жильцов.
2. Актуализация
1) Загадка:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
– Верно это треугольник, в какой стране он живет? (В стране фигур.)
2) Классификация фигур
(На доске дети рассматривают множество плоских геометрических фигур разного цвета, размера.)
– Какие еще фигуры живут в этой стране?
(На доске постепенно появляются таблички, и дети добавляют фигуры.)
– По какому признаку мы разбили фигуры на
группы? (По форме.)
– Как еще можно разбить фигуры? (По цвету и
размеру.)
3) Задание «Добавь недостающую фигуру» (работа в парах)
– В своей стране фигуры часто играют в «ПРЯТКИ». Давайте и мы сыграем с ними.
(Учащимся предлагается добавить в каждую строку таблицы недостающую фигуру.)
3. Открытие нового знания
1) Практическая работа в парах. (В конверте вырезанные фигуры, клей.)
– Живут фигуры повсюду даже в ваших учебниках. Откройте учебники на с. 46, найдите 1-е задание. Какие фигуры здесь изображены? Они снова играют. Рисунок какого предмета они собрали. Достаньте фигуры из конверта и наклейте их на лист, чтобы и у вас получился такой кораблик. Испытаем наши фигуры. Проведем эксперимент. Аккуратно, но сильно прижмите лист с наклеенной фигурой к поверхности стола. Изменился ли вид фигуры?
2) Рассмотрение кораблика учителя (вылеплен из пластилина).
– Рассмотрите мой кораблик. Фигуры, из которых сделан мой и ваш кораблик, разные или одинаковые? Попробую и я сильно прижать мой кораблик! Что произошло? Сделайте вывод. Это подтверждение того, что фигуры разные. Чем же отличаются фигуры, вырезанные из бумаги и вылепленные из пластилина?
Вывод: фигуры, вырезанные из бумаги, плоские, а фигуры, вылепленные из пластилина, имеют объем. Они называются объемные фигуры.
4. Формулировка темы урока
– О каких фигурах мы будем говорить на уроке? Что бы вам хотелось узнать о них?
5. Работа в группах
(Каждая группа получает одну из фигур: куб, пирамиду, параллелепипед, шар, конус, цилиндр. Полученную фигуру дети изучают, выводы записывают в подготовленную учителем карточку.)
Также учащиеся дорисовывает данную фигуру на листе, превращая ее в какой-то предмет. Далее каждая группа выступает, представляя свою объемную фигуру другим.
6. Закрепление
1) Работа по учебнику (с. 47).
– Назовите еще раз плоские фигуры. Назовите объемные фигуры.
2) Задание: определить фигуру.
(Учитель показывает предмет, дети дают название фигуры.)
Колпачок, яблоко, карандаш, коробка, мяч...
3) Решение задач по учебнику (с. 47 № 4)
а) На рисунке есть прямоугольник, куб, шар, треугольник, квадрат, пирамида и конус. На сколько плоских фигур меньше, чем объемных?
Устное решение. Прочитайте задачу про
себя. Что нужно определить, прежде чем решать
задачу? Назовите плоские фигуры, сколько их (3).
Назовите объемные фигуры, сколько их? (4).
Прочитайте вопрос задачи. Как это узнать?
4 – 3 = 1 (Ф)
б) На рисунке 5 плоских и 4 объемные фигуры.
Сколько фигур осталось на рисунке, после того как
Саша стер изображение шара и куба?
Письменное решение. Прочитайте
задачу. Соотнесем данные со схемой. Схема
заполняется постепенно.
– Что известно в задаче? (Было 5 плоских и 4
объемные фигуры. Это целое.) Как запишем на
схеме? (5 + 4).
– Что еще известно? (Изображение шара и куба
стерли.) Сколько всего стерли фигур? (2, это
часть.)
Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно? (Сколько
фигур осталось, вторая часть.) Как найти часть?
Составьте выражение. (5 + 4) – 2 = 7
(Ф).
– Какое выражение еще можно составить?
Объясните. (4 – 2) + 5 = 7 (Ф).
7. Итог
– В какой стране мы побывали сегодня. На какие две большие группы можно разделить ее жителей? Посмотрите внизу на с. 47 некоторые из жителей страны фигур. Назовите их по порядку.
Домашнее задание. Решить задачу 4 (в) и слепить из пластилина понравившуюся объемную фигуру.
Приложение 1. (Для работы в парах.)
Приложение 2. (Для изучения параллелепипеда)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |
Приложение 3. (Для изучения пирамиды)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |
Приложение 4. (Для изучения цилиндра)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его основанием является ______________ . Их ровно ______________ . Углов – вершин у этой фигуры ______________ . |
Приложение 5. (Для изучения шара)
Эта объемная фигура называется ______________ . В разрезе эта фигура похожа на ______________ . У него нет ______________ . Если его толкнуть, то он ______________ . |
Приложение 6. (Для изучения конуса)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его основанием является ______________ . Еще у него есть ______________ . Если его толкнуть, то он ______________ . |
Приложение 7. (Для изучения куба)
Эта объемная фигура называется ______________ . Его стороны (грани) похожи на плоскую фигуру ______________ . Их ровно ______________ . Еще у этой фигуры есть углы – вершины, их ______________ . |