Важнейшим условием развития речевой культуры детей с тяжёлыми нарушениями речи является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Тяжелые нарушения речи замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению познавательной активности, общего кругозора.
Поэтому коррекционная работа в специальном детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей.
На развитие детей-логопатов большое влияние оказывает окружающее их пространство, среда, в которой они находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
В состав предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В этой Лого среде ребенок находит все необходимое для своего развития, «впитывает» правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Центр развития речи побуждает детей взаимодействовать с его различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Вследствие этого дети получают разнообразные и меняющиеся впечатления.
Центр развития речи решает задачи:
- Создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов.
- Развитие всех сторон речи и неречевых психических функций у детей с ТНР.
- Обеспечение открытости к изменению, преобразованию среды, в соответствии с рабочей лексической темой.
- Стимулирование и провоцирование речевой активности, диалога в освоении речевой лексической темы.
Лого среда оформляется согласно тематическому планированию по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей.
Игры и пособия должны быть интересны и привлекательны, чтобы дети захотели самостоятельно продолжать деятельность, предложенную педагогом.
Принципы организации логосреды:
- Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- Доступность всех материалов;
- Обеспечение возможности для исследования.
В средней речевой группе была создана модель развивающей предметно-пространственной среды «Речевая арена цыплёнка-фокусника». Так как оформление группы тематически связано с цирком, то и в Лого среде появился свой персонаж – цыплёнок-фокусник, который очень полюбился детям.
Одушевлённый персонаж задавал детям вопросы или отвечал на них, загадывал загадки, придумывал интересные истории, приглашал в гости друзей, преподносил неожиданные сюрпризы. Всё это вызывало у детей живой интерес, побуждало к речевой активности.
Оформление внешней предметной среды многофункционально, легко трансформируется, что позволяет менять его при изучении новой лексической темы.
Модель оформления ЛОГО среды по лексической теме:
В Лого среде невозможно обойтись без зеркала. С его помощью в вечерние часы проводятся индивидуальные занятия по автоматизации, поставленных учителем-логопедом, звуков. Тут же находятся дыхательные тренажёры, соответствующие лексической теме. При изучении темы «Транспорт» над зеркалом появляются самолёты, в зимнее время – снежинки, осенью – разноцветные листочки или капельки дождя.
Вокруг зеркала располагаются пиктограммы для проведения психогимнастики. Это наборы фруктов, снежинок, листочков, посуды, а также сапожки, машины со схематичными изображениями эмоций. С их помощью дети учатся выражать свои чувства и переживания.
На магнитной доске, которая находится на уровне роста детей, можно прикрепить для рассматривания и составления рассказов предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексической теме.
Для картин с последующим развитием сюжета сделаны специальные кармашки на стене, чтобы дети могли ими свободно пользоваться.
Альбомы с демонстрационными картинами («Все работы хороши», «Времена года», «Мир природы», «Животный мир», «Мир растений») располагаются на специальных подставках, чтобы детям было удобно рассматривать иллюстрации, а плакаты по теме крепятся на мольберт.
В Лого среде находятся схемы-планы для составления описательных рассказов, условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями).
Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания. С этой целью по каждой теме подобраны дидактические игры, направленные на развитие тактильных ощущений, а также на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного, слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений.
Например, лексическая тема «Игрушки» представлена следующими играми:
- Пластмассовый конструктор;
- Набор матрёшек;
- Шнуровки с изображением ёжика, медвежонка, зайчика;
- Мягкие кубики для составления картинки из частей;
- Мозаика со схемами выкладывания игрушек;
- Пазлы с изображением игрушек;
- Лото «Мои игрушки»;
- Домино «Игрушки».
Разнообразие игр способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, образной памяти, внимания, фантазии.
С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи (уточнение, закрепление и активизация словаря по лексической теме) в речевом центре был организован мини-музей.
Тема оформления музея соответствует лексической теме.
Музей одного образа («Парад Снеговиков», «Такой разный Дед Мороз», «Петушок – золотой гребешок») были оформлены во время лексических тем «Зимние забавы», «Новогодние чудеса», «Игрушки».
Выставки «Мамина шкатулка», «Золотые руки наших мам», где бабушки и мамы представили своё рукоделие, появились к празднику 8 Марта (лексическая тема «Наши мамы»).
Ко Дню Защитника Отечества в музее были выложены медали и ордена, военные документы, альбомы из личного архива, фотографии пап и дедушек, рассказывающие о военной службе.
<Рисунок1>
Мини-музей располагается на небольшом двухъярусном подиуме. К оформлению музеев привлекаются родители, «экспонаты», принесённые ребёнком из дома, приобретают определённую ценность в глазах сверстников. Детям хочется рассказать о них, а это ещё один шаг в освоении связной речи. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные возможности для развития речи, повышается эффективность воспитательного процесса.
Новые впечатления расширяют лексический запас. Ребенок обретает способность находить в своем словаре нужные слова, обозначающие конкретное понятие, связывать их для выражения определенной мысли и передавать собеседнику в грамматически правильном оформлении, позволяющем понять высказанную фразу.
Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам предполагает системность в работе. Эстетично выполненное оформление привлекает детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности.
<Рисунок 2>
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а это обеспечивает положительный эффект в коррекционной работе по развитию речи и интеллектуальном развитии детей-логопатов.
Процесс развития речи у детей ТНР протекает под руководством взрослого. Занятия должны быть интересны детям и построены таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.