Анализ методической работы

Разделы: Администрирование школы


Роль методической работы в современной школе велика.

С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся, спецификой сельской школы с 2002/2003 уч. г. по 2006/2007 уч. год педагогический состав нашей школы работал над методической темой “Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в современных условиях”.

Был определен ряд задач:

  • развитие творческих способностей учащихся при изучении различных дисциплин;
  • развитие творческих отношений “учитель - ученик” в формировании глубоких знаний;
  • обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям на базе содержания образования;
  • использование различных форм и методов, способствующих повышению качества образования;
  • работа в направлении распространения передового педагогического опыта и мастерства учителей.

Эти и многие другие задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение мотивации к обучению у детей, а также изучение новой педагогической и методической литературы.

Во главе методической работы в школе стоит Методический совет. При планировании методической работы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать задачи и проблемы, стоящие перед школой. Важнейшей формой методической работы является педагогический совет. За период с 2002 по 2007 годы были проведены следующие тематические педсоветы, отражающие работу по методической теме:

2002/2003 уч. г.

- “Ученическое самоуправление в жизни школьного коллектива”;
- “Творческая роль учителя и ученика в формировании глубоких знаний”;
- “ Индивидуальный подход в обучении учащихся на уроке”.

2003/2004 уч. г.

- “Совершенствование учебно- воспитательного процесса на основе диагностики выпускников школы”;
-“ Современный урок: реальность и перспектива”;
- “ Механизмы коррекционного развивающего обучения учащихся с трудностями социально-психологической адаптации”.

2004/2005 уч. г.

- “Проблемы и перспективы применения тестирования для оценки уровня подготовки учащихся”;
- “Современные технологии, применяемые для повышения эффективности воспитательной работы”;
- “Использование информационных технологий в рамках современного урока и во внеурочной деятельности”.

2005/2006 уч. г.

- “Использование электронных учебных материалов в учебно-воспитательной работе”;
- “Патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время”;
“Взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива и родителей в воспитании подрастающего поколения”

2006/2007 уч. г.

- “О системе работы учителя по контролю знаний, умений и навыков обучающихся”;
- “О новых подходах в воспитании школьников и организации ученического самоуправления”;
- “Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузок”.

Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель: Лицейской, начальных классов; математики; физики; естественных наук; истории; английского языка, детской книги.

Ведущая роль в организации данных недель принадлежит школьным методическим объединениям: мо учителей гуманитарного цикла, мо учителей физико-математических наук, мо учителей естественных наук и обж, мо учителей начальных классов.

Реализация методической темы школы успешно воплощалась в проводимых конкурсах педагогического мастерства “Учитель года”, организатором которых явился Методический совет школы во главе с заместителем директора по УВР.

Данные конкурсы способствуют повышению роли классного руководителя, учителя-предметника в системе обучения и воспитания ребенка, организации работы не только с учеником, но и с родителем, выявляют творческий потенциал как ребенка, так и учителя, тем самым способствуя воспитанию творческой личности школьника.

Тематика конкурсов профессионального мастерства разнообразна, что позволяет педагогам различных предметов в полной мере проявить свои творческие способности:

2002/2003 уч. г.
“Учитель года - “Академики здоровья

Карпова Т.Ф. – учитель начальных классов - 1 м., победитель - “Магистр здоровья”, номинация “В гармонии с природой”.
Березина И.Е. – воспитатель г.п.д. - номинация “За целебным эликсиром”.
Молокова Ю.С. – учитель ф.к. - номинация “Чудесный лекарь- спорт”.
Ткаченко И. А. - учитель начальных классов - номинация “ Проводник в страну здоровья”.
Жаров А.Ю. – учитель ф.к. – номинация “Спорт - ты жизнь”.
Шевченко В.Н.- учитель ф.к. – номинация “Покоритель спортивных вершин”.

2003/2004 уч. г.
“Учитель года - “Самый “классный” классный”

Соколова Е.А., кл. рук. 5 класса, учитель истории - 1 место.
Печкуренкова В.Н., кл. рук. 3 класса - 2 место.
Ткаченко И.А., кл. рук. 4 класса - 3 место.
Левина В.Н., кл. рук. 6 кл., номинация “Мода на все времена”.
Кузнецов В.В., кл. рук. 8 кл., номинация “Хранитель времени”.
Карпова Т.Ф., кл. рук. 2 кл., номинация “У природы нет плохой погоды”.
Юденкова С.С., кл. рук. 10 кл., номинация “Правовой компас”.
Эксузьян Е.Н., кл. рук. 7 кл., номинация “Гармония личности”.
Дидух Е.Е., кл. рук. 9 кл., номинация “Услышь меня”.

2004/2005 уч. г.
Конкурс школьных методических объединений

“Биомиф - учителя физико-математического цикла, естественных наук - номинация “Идей и мыслей генератор”.
“Ассорти” - учителя гуманитарных наук, обж, дополнительного образования - номинация “Вдохновитель и организатор”.
“ Букваежки” - учителя начальных классов, дополнительного образования номинация “Надежда и опора”.

Cпециальными дипломами отмечены:

Войнова О.Н. – “За вокальное искусство”.
Карабанова Н.Ю. – “За актерское мастерство”.
Третьякова Г.Н. – “За актерское мастерство”.

2005/2006 уч. г.
“Учитель года” - “Информационные технологии в образовании”

Боклаг З.М., заместитель директора по УВР, учитель географии – номинация “Знаток учеников, материков и океанов”.
Тимонина В.А., заместитель директора по ВР, учитель ОБЖ - номинация “Проектируем уже на уроках обж”.
Эксузьян Е.Н., учитель химии, биологии - номинация “Живой природы властелин”
Барачевская Л.И., учитель начальных классов - номинация “Я русский бы выучил только за то, что мне помогает компьютер”.
Пономарева Т.А., учитель математики, информатики - номинация “Компьютерная леди”
Ткаченко И.А., учитель начальных классов, номинация “Блестящий навигатор молодежи”
Карпова Т.Ф., учитель начальных классов, номинация “Из реальности в сказку”.

2006/2007 уч. г.

“Учитель года - “От школы к семье”

Печкуренкова В.Н., кл. рук. 2 кл., номинация “ За почитание своей родословной”, победитель конкурса.
Березина И.Е., классный руководитель 5 класса, номинация “Актуальность и своевременность”.
Ясинская Н.А., классный руководитель 6 класса, номинация “За воспитание трудолюбия”.
Ткаченко И.А., классный руководитель 3 класса, номинация “За сплоченность коллектива”.
Соколова Е.А., классный руководитель 8 класса, номинация “За коммуникабельность и тесный контакт с родителями”.
Барачевская Л.И., классный руководитель 4 класса, номинация “За гражданственность и патриотизм”.
Кузнецова В.Л., классный руководитель 11 класса, номинация “За воспитание любви к своим корням”.
Левина В.Н., классный руководитель 9 класса, номинация “За артистизм”.
Пономарева Т.А., классный руководитель 7 класса, номинация “За компьютерную грамотность каждой семьи”.

Эксузьян Е.Н., классный руководитель 10 класса, номинация “За пропаганду здорового образа жизни”.

Эти конкурсы стали традиционными в школе.

2007/2008 уч. г.
“Язык родной, дружи со мной”

Березина И.Е. – номинация “Как начинались письмена”, спец. приз “За познавательно- увлекательное мероприятие”.

Ткаченко И.А. – номинация “Ода родному языку”.

Пономарева Т.А. – номинация “За формирование информационных компетенций через изучение родного языка”.

Карабанова Н.Ю.- номинация “За распространение передового практического опыта”.

Эксузьян Е.Н. – номинация “Академик химических наук”.

Карпова Т.Ф. – номинация “За формирование грамотной и правильной речи”.

Ясинская Н.А. – номинация “Служитель книг и языка”.

Юденкова С.С. – номинация “Без общения и пироги не сладки”.

Печкуренкова В.Н. – номинация “За пробуждения творчества в детях”.

Третьякова Г.Н. – номинация “Души порыв”, спец. приз “За трепетное отношение к языкам”.

ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ГОРОДСКИХ КОНКУРСАХ ПРОФМАСТЕРСТВА “Учитель года”.

УЧАСТНИКИ ГОРОДСКИХ КОНКУРСОВ ПРОФМАСТЕРСТВА

“УЧИТЕЛЬ ГОДА”
2005/2006 уч. г.

ДИДУХ  Е.Е., учитель технологии, победитель в номинации “ Инновационные технологии”.

2006/2007 уч. г.

ТКАЧЕНКО И.А., учитель начальных классов, победитель в номинации “Вперед к победам по радуге знаний”.

ПЕЧКУРЕНКОВА В.Н., учитель начальных классов, победитель в номинации “От успеха в школе - к успеху в жизни”.

В 2007 году педагогический коллектив отметил 10-летие школьного конкурса профессионального мастерства “Учитель года”. К данному празднику готовились все члены методических объединений и выступали с поздравительными номерами. Специальные дипломы получили: Ткаченко И.А. (как самый активный участник конкурса “Учитель года”- 7 раз приняла участие в школьном конкурсе, 1 раз в городском), дипломы почетного члена жюри получили: Карабанова Н.Ю., Кузнецова В.Л., Третьякова Г.Н., Тимонина В.А., специальной грамотой отмечена Боклаг З.М., как идейный вдохновитель и организатор школьного конкурса профессионального мастерства

Педагоги школы совершенствуют свои теоретические знания и практические умения, посещая заседания городских мо, активно участвуя в работе школьных педсоветов, делясь опытом со своими коллегами на уровне школы и города.

Опыт своей педагогической деятельности за данный период на уровне города представляли следующие педагоги: Эксузьян Е.Н., учитель химии, биологии (2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг.), Тимонина В.А., учитель обж (2005-2006 гг.), Печкуренкова В.Н., учитель начальных классов (2002- 2003, 2005- 2006, 2006-2007), Боклаг З.М., учитель географии (2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006), Ткаченко И.А., учитель начальных классов (2004-2005, 2006-2007).

Воплощение методической темы школы нашло отражение и в участии педагогов и учеников в конкурсах различной направленности, а также предметных олимпиадах.

За период работы над методической темой школы была завершена апробация УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина, по химии О.Е.Габриеляна. Осваивался УМК по русскому языку в начальной школе под редакцией Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой; УМК “Мир вокруг нас” под редакцией А.А. Плешакова; в образовательной области филологии преподавался спец. курс “Вокруг тебя мир”, в области математики для обучающихся 9 кл.- спецкурс “FLАSH-ПРОГРАММИРОВАНИЕ”, который способствовал предпрофильной подготовке учащихся.

Качество знаний обучающихся возросло за данный период с 29% (2002 г.) до 34,6% (2007 г.), количество отличников с 20% до 27%.

Систематически ведется работа по повышению квалификации педагогов. Всего 21 педагог:

высшее образование имеют - 17 учителей - 81%
среднее специальное - 4 учителя- 19%
высшая категория - 2 учителя - 9,5%
1 категория - 13 учителей - 62%
2 категория - 6 учителей - 28,5%

Квалификационные курсы проходят ежегодно, задолженности не наблюдается, квалификационные курсы “Интернет-технологии в образовании” прошли 15 педагогов из 21-71,4% от общего числа.

Для развития творческих способностей обучающихся организованы факультативы и кружки различной направленности. Работает группа продленного дня, где реализуются творческие возможности детей; совет учащихся, который работает в направлении развития самоуправления и способствует организации и проведению общешкольных мероприятий.

Количество работников, имеющих отраслевые награды. (Почетная грамота Министерства образования и науки РФ) - 5.

Воплощение методической темы нашло отражение и в конкурсе “Ученик года”, ставшем доброй традицией. За период с 2003 г. по 2007 г. число участников возросло от 14,5% до 45,8%. Количество участников конкурса “Русский медвежонок” также возросло за данный период с 8,4% до 67,7%; “Кенгуру” с 7,8% до 39%.

На заседаниях Методического совета рассматривались вопросы организации и проведения предметных олимпиад, недель наук, изучались нормативные документы, обсуждались вопросы преемственности и адаптации, качества знаний и выполнения учебных программ, подготовки к итоговой аттестации, повышения квалификации учителей, участия педагогов в конкурсах различной направленности на разных уровнях, воплощался план учебно-воспитательной и методической работы школы.

Анализ методической работы за период с 2002 по 2007 годы показал, что педагогический коллектив справился с поставленными задачами.