Задачи: Продолжить формировать понятия о водорослях – как низших растений. Познакомить с особенностями строения, размножения и значением нитчатых водорослей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Таблицы: одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли, самодельные гербарии водорослей из братского водохранилища, микроскопы, микропрепараты, магнитофон.
Ход урока
Учитель: ребята, сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в страну необычных растений водорослей. Любой путешественник прежде чем отправиться куда-либо. Обязательно, что-то прочтет о той стране, куда собирается ехать, а в дорогу возьмёт с собой путеводитель, записную книжку, фотоаппарат или видеокамеру. Давайте и мы подготовимся к путешествию и вспомним, что же мы уже знаем о водорослях.
Проводиться проверка знаний учащихся по теме одноклеточные водоросли.
- По таблице (на доске) рассказать какое строение имеет одноклеточная водоросль хламидомонада.
- На доске “головоломки”.
Исключите лишнее: Хламидомонада: дом, хлам, идол, храм, мох.
Расшифруй и исключи лишнее. Рабочие тетради стр. 18 № 1, 2.
Вопросы:
А) Как питаются водоросли одноклеточные
Б) Как размножаются водоросли одноклеточные.
В) Почему хлореллу космонавты назвали “космическим хлебом”.
Заполняется вторая колонка таблицы.
Далее учащиеся записывают число, тему урока и вычерчивают таблицу, которая заполняется в течение урока.
Сравнительные признаки | Одноклеточные водоросли | Многоклеточные водоросли |
Строение | ||
Питание | ||
Размножение | ||
Значение |
Магнитофонная запись “Внимание, внимание с первого пути отправляется поезд, следующий в страну необычных растений водорослей.
Учитель: Кроме одноклеточных водорослей в пресной воде живет немало многоклеточных водорослей. Я думаю, что каждый из вас купаясь в водоеме ни раз сталкивался со скользкой на ощупь тиной. Чаще всего такая тина не что иное, как скопление нитей многоклеточных водорослей.
СТАНЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Мы приближаемся к первой станции. На этой станции нам предстоит познакомиться с многоклеточными водорослями спирогирой, улотриксом. Мы узнаем, какое строение они имеют, как размножаются и питаются.
(Демонстрация фрагмента фильма “многоклеточная водоросль спирогира”)
После чего продолжается беседа по вопросам к кинофрагменту.
1. Где обитает.
2. Какое имеет строение.
Затем учитель рассказывает, что в пресных водоемах кроме спирогиры встречается многоклеточная водоросль улотрикс. Строение, питание, размножение.
СТАНЦИЯ ЛАБОРАТОРНАЯ
Вторая станция нашего путешествия лабораторная.
1. Рассмотрите многоклеточную водоросль невооруженным глазом на гербарии и живых объектах.
2. Теперь рассмотрите водоросль под микроскопом.
СТАНЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
На этой станции у нас в гостях ученый-историк. Он вам расскажет немного об истории водорослей.
СТАНЦИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ
На этой станции мы с вами выясним, в чем же сходство и различие одноклеточных и многоклеточных водорослей.
СТАНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
У нас в гостях ещё один ученый-эколог. Он вам расскажет о значении многоклеточных водорослей.
Заполняется вторая часть таблицы.
СТАНЦИЯ ИТОГОВАЯ
Вот и закончилось наше путешествие, давайте подведем итоги. Для этого ответим на следующие вопросы:
1. Почему водоросли относятся к низшим растениям.
2. Где обитают многоклеточные водоросли.
3. Какое строение имеют многоклеточные водоросли.
4. Значение многоклеточных водорослей в природе.
Задание:
Учитель демонстрирует два стакана в одном водоросль в другом водное растение.
Ребята должны определить, где что находится. Объяснить, как они это узнали.