Цели урока:
- формировать и совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение); формировать навык правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом; формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза;
- закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению.
- развивать внимание и наблюдательность над написанием слогов жи-ши, тренировать в обнаружении “опасных мест”; развивать познавательные процессы; развивать творческих способностей учащихся;
- воспитывать заботливое отношение к животным; прививать любовь к родному языку; интерес к окружающему миру; духовно-нравственное воспитание ребенка; формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.
Дидактические средства:
- “Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в.;
- карточки для парной работы.
Мультимедийное сопровождение урока:
Приложение 1 Презентация “Зоопарк”
Ход урока
I. Организация класса.
Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам совершить путешествие в зоопарк, и узнать о жизни животных. (Звучит песня “Мы едем, едем, едем…”)
1 слайд
Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. В 1990 году в мире было около 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации около 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.
2 слайд
Правила поведения в зоопарке.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Чтобы попасть на территорию зоопарка необходимо ответить на вопрос. Назовите недостающие парные согласные. Произнеси звуки. Скажи, какие из них звонкие?
3 слайд
б ? г ? ж ?
? ф ? т ш с
Назовите признаки “опасных” мест для согласных: конец слова, перед парной согласной.
Когда согласные стоят в сильной позиции, а когда - в слабой?
III. Усвоение новых знаний.
На нашем уроке именинница буква Ж, узнаем какой звук обозначает эта буква и дадим характеристику звуку.
Отгадайте загадку:
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из, конечно, прав
Кто узнал, что он …
(жираф) 4 слайд
- Произнесите это слово, назовите 1-й звук, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ж.
- Назовите парный по звонкости и глухости, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ш.
- Прочитайте пару по звонкости глухости: Ж-Ш.
Давайте прочитаем слоги:
5 слайд
Ша |
жа |
Шо |
жо |
Ше |
же |
Шё |
жё |
Шу |
жу |
Ши |
жи |
Какие буквы гласных звуков не образуют слогов с буквами Ж, Ш? (Я, Ю, Ы,Э)
6 слайд
“Фотоглаз”
ужи |
жили |
Жесть |
уши |
шили |
Шесть |
Назовите в каждой из этих пар слов буквы, из-за которых получились разные слова. Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами.
- В древнерусском языке звуки [ж,ш] произносились мягко, поэтому на письме в слогах –жи – ши- писали букву И. Так пишут эти слоги в ударном положении и сейчас, хотя произносятся твердо и в обозначении мягкости не нуждаются. Подчеркнем их как “опасное место” при письме. А кто понял, почему они еще “опасные”?
7 слайд
Прочитайте слова:
ежи, лягушка, моржи, мыши, ужи.
- Как называют этих животных? (Дикие животные)
- Укажи стрелками, где они обитают.
Лес поле море болото
Укажите “опасные” места для согласных.
Чем различается жизнь диких и домашних животных?
8 слайд
Дикие животные обитают в лесах, на лугах, в водоемах, в почве. В отличие от домашних животных, они сами устраивают себе жилища, добывают пищу, спасаются от врагов.
Помогает им отличное зрение, чуткий слух, острое обоняние
Физминутка “Бегает, прыгает, летает”. Воробей – прыгает, летает, карась – плавает, муха – летает, заяц – прыгает.
IV. Проверка понимания учащимися нового материала
С карточки прочитайте названия диких животных. Отметь + названия диких животных, которые обитают в твоей местности.
лось |
олень |
морж |
тигр |
заяц |
Суслик |
лиса |
белка |
Синица |
медведь |
дятел |
Павлин |
волк |
крот |
Лебедь |
Каких диких животных тебе приходилось наблюдать в природе?
Давайте подойдем к клетке с животным и прочитаем о нем. Аня - экскурсовод, а мы дети.
9 слайд
Ёж, лось, волк, лиса
Чтение хоровое диалога “Лиса и ёж”. (Работа с учедником“Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в).
Чем ежиный мех хорош? Как вы поняли?
Назовите слова, в которых есть один и тот же звук? (ёж, хорош) Назовите, какой буквой обозначается звук? Назовите признаки опасных мест.
Выразительное чтение диалога в парах.
V. Закрепление нового материала
Ситуация для обсуждения “Лесные жители”
Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата.
Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.
Что ждет его у тебя дома?
Ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают: почему это зверек, несмотря о заботе о нем, вдруг гибнет?
Не находят люди лесных животных, а похищают.
Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, его никто не потерял и само оно тоже не потерянное.
10 слайд
Поле, лес, луг - это родной дом животных, к жизни в котором они приспособились.
Запомните: красть из природы животных нельзя!
Хоровое чтение рифмовки с сочетание ЖИ-ШИ. (Работа с учедником“Азбука”: Для 1-го класса. Часть 2./ Н.М.Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин. – Смоленск: Ассоциация ХХ1в).
Назовите слова с ударными “опасными” слогами в тексте.
VI. Информация о домашнем задании.
Составить ребус о диком животном.
VII. Итог урока.
Назовите, какие парные по звонкости и глухости изучили? Назовите признаки “опасных” мест для этих согласных. О каких диких животных вы узнали на уроке? Где обитают эти животные? Чем они отличаются от домашних животных?