Цель: развитие, обобщение, систематизация знаний учащихся по данной теме, умений применять знания в стандартных условиях и нестандартных ситуациях.
Задачи:
Образовательные
Создать условия для: обобщения, систематизации и развития знаний по данной теме; проверки качества усвоения основных алгоритмических приёмов преобразования рациональных выражений; ознакомления с основными приёмами и методами рассуждений.
Развивающие
Создать условия для: развития умения правильно оценивать свои знания на отдельных этапах урока; развития мышления и речи учащихся.
Воспитательные
Создать условия для: формирования чувства взаимопомощи и взаимоуважения; формирования умения наблюдать, подмечать закономерности, обобщать; воспитания интереса и уважение к творчеству знаменитых людей.
Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Оснащение: Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, оценочные листы, доска, мел, тетради и учебники.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Ожидаемый результат |
Организационный момент | Добрый день, ребята! Садитесь. Cегодняшний урок я бы хотела начать словами замечательного человека В.М.Шукшина: “ Кто смолоду делает и думает сам, тот становится потом надёжнее, крепче, умнее”. А как вы понимаете смысл этого высказывания? Слайд 2, см. Приложение) Да, действительно, только самостоятельная работа даёт результат, который мы сможем смело применять на практике в жизни, при дальнейшем обучении. |
Приветствуют учителя и занимают места
за партами. Высказывают свои мысли, делают выводы |
Мотивация на серьёзную, ответственную работу |
Ребята, кто может сказать, над какой
темой мы работали на прошлом уроке? (Слайд 3) Что мы узнали и чему научились? |
Мы работали над темой “Преобразования
рациональных выражений” Мы узнали, что называется преобразованием рационального выражения. Мы узнали, как преобразовать рациональное выражение. Мы узнали, что преобразование рационального выражения можно свести к действиям над рациональными дробями. |
||
Сегодня мы продолжим работу над этой темой или пойдём дальше? | Продолжим работу над этой темой. Необходимо закрепить, обобщить. Мы не ответили на вопрос о том, где применяются преобразования рациональных выражений, зачем они нужны. |
||
Я с вами полностью согласна. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока “Преобразование рациональных выражений” (Слайд 4) | Дети делают соответствующие записи в тетрадях | ||
Целеполагание | Ребята, сформулируйте вопросы, на
которые мы должны ответить в конце урока. (Слайд
5) Таким образом, цель нашего урока – закрепить приёмы преобразований и повторить необходимый материал. (Слайд 6) |
Где применяется преобразование
рациональных выражений? Зачем мы изучаем эту тему? Хорошо ли мы усвоили приёмы преобразований? |
Осознание учащимися компонентов учебной деятельности |
Планирование деятельности | На прошлом уроке мы узнали, поняли,
попытались научиться. Что же необходимо выполнить сегодня? Поэтому план нашей дальнейшей работы таков: – повторить правила и формулы – закрепить и обобщить приёмы преобразований – проверить уровень усвоения – осуществить контроль. (Слайд 7) |
Сегодня мы должны: – повторить – закрепить – обобщить – научиться |
Умение правильно выстраивать ход своих действий |
Осуществление намеченного плана | Начнём нашу работу. Сначала я предлагаю вам проверить домашнюю работу – это тоже этап повторения. | Умение комментировать решение | |
Кто уверен в своих силах и может быть консультантом? | Дети поднимают руки и комментируют домашнюю, отвечают на вопросы одноклассников и учителя. | ||
Прошу вас прокомментировать по моему решению (Слайд 8, 9, 10, 11) Приложение 6 | |||
Рефлексия | Есть ли вопросы? Оцените сложность
домашней работы. Что было не понятно, сложно? |
Ученики высказывают своё мнение. | |
Перед вами оценочный лист. Поставьте
свой результат. (Максимальный балл -5) Приложение 7 |
Заполняют оценочный лист. | Умение оценивать свои действия | |
Без теории не бывает практики.
Следующий этап повторения – это теоретические
вопросы. Перед вами карточки с теорией. Ваша задача составить правильные высказывания и получить цифровой ключ. Работаем по вариантам. Приложение 1 |
Дети выполняют задание и записывают ответ. | ||
Поменяйтесь карточкой с соседом, проверьте его работу и оцените её, используя правильные ответы на доске (Слайд 12) | Проводят взаимопроверку и оценивание. | Умение осуществлять взаимопроверку | |
Рефлексия | Отвечают на вопросы рефлексии, анализируют свою деятельность | ||
Выставите баллы в оценочный лист.
Сколько правильных ответов, столько и баллов. Проанализируйте свою работу. Что было трудного? Что понравилось? |
|||
Мы проверили домашнюю работу, повторили правила. Следующий этап нашего плана – это закрепление и обобщение. | |||
Поработаем устно с подробными
комментариями. Приложение 2. Задание 1 указать порядок действий (Слайд 13) |
Учащиеся по желанию отвечают на предложенные вопросы. | Умение применять имеющиеся знания | |
Задание 2 сократить дробь (Слайд 14) | Проводят самооценку. | ||
Оцените свою деятельность. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Выполняют предложенные учителем упражнения. | ||
Мы активно работали, а теперь давайте отдохнём и проведём физкультминутку (Слайд 15) Приложение 5. | Дети по желанию выходят к доске, если нет желающих, то вызывает учитель. | Умение использовать ранее сделанные выводы, излагать свои мысли | |
Для закрепления правил преобразования я предлагаю вам выполнить 151 на странице 37 нашего учебника. | |||
Рефлексия | Для выполнения задания я предлагаю
выйти к доске 4 учащимся. А вам, ребята , я даю
задание выбрать тот пример, который вы считаете
трудным и решить его самостоятельно. Работа закончена, проверяем, задаём вопросы. Проставьте свои баллы в оценочный лист. Максимум за это задание – 3 балла. Что было трудно, какие знания пригодились? |
Проводят самооценку. Отвечают на вопросы рефлексии. |
|
Французский учёный Паскаль сказал: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным”. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре “Поле математических чудес”. Игра будет командной. | Дети работают в парах, а затем объясняют правильные ответы. | Умение работать в паре | |
Давайте разомнёмся перед дальнейшей
работой. Перед вами карточки с заданиями, в которых применялись формулы. Ваша задача проверить правильно ли они записаны, нет ли ошибок? Работаем в творческих парах. Приложение 3. |
Проводят самооценку. | ||
Если выполнили, то поднимаем две руки, кто первый, тот и объясняет. (Слайд 16) | Ученики работают индивидуально, если необходимо, то просят совета у товарищей, проверяют свои знания, выбирая карточки с ответами. | Умение сотрудничать | |
Рефлексия | Проставьте свои баллы в оценочный лист.
Максимум за это задание – 3 балла. Разминка прошла успешно. Ну а теперь приступим к игре. У вас на столах лежат карточки с заданиями различной степени сложности. (Приложение 4) Каждый знает свой уровень усвоения материала, а я даю вам возможность выбора. Распределите задания между собой и приступайте к решению. После того, как вы решили, необходимо на моём столе найти карточку со своим ответом. На ней будет буква, которую вы должны принести своей группе, а затем все вместе собрать фамилию знаменитого математика. Если ответа нет, то значит решено не верно, и необходима проверка и исправление. Я желаю вам удачи, приступайте к работе. (Слайд 17, 18, 19) Проставьте свои баллы в оценочный лист. За каждое задание 5 баллов, если решено самостоятельно. Понравилась ли вам игра? Кому было трудно, почему. |
Проводят самооценку. Анализируют работу. |
|
Анализ | Ребята, я предлагаю вам вернуться к плану урока и проанализировать всё ли мы выполнили, что сделали. (Слайд 20) | Анализируют работу, комментируют пункты плана. | Умение соотносить цели и результат работы |
Итог урока | Английский философ Герберт Спенсер
говорил: “ Дороги не те знания, которые
откладываются в мозгу как жир, дороги те, которые
превращаются в умственные мышцы” (Слайд 21) Сегодня мы с вами хорошо потрудились и натренировали свои умственные мышцы. Подведите итог в своём оценочном листе и выставьте себе оценку за урок. Кроме этого я предлагаю вам оценить свой уровень усвоения материала. Для этого в оценочном листе поставьте: ! – если у вас нет проблем ? – если есть проблемы, но в основном материал понят …. – если у вас много проблем и вам трудно. (Слайд 22) Оценочный лист вложите в тетрадь, и сдайте мне для проверки. Самые активные сразу получают оценки за урок. Для того чтобы достичь лучших результатов необходимо потрудиться и дома. Откройте дневники и запишите домашнюю работу (Слайд 23) |
Проводят самооценку. Анализируют работу. |
Умение проводить оценку деятельности |
Рефлексия | Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали, чему научились? | Дети высказывают своё мнение. | |
Психологическая разгрузка | А теперь сядьте удобнее на стуле.
Закройте глаза. Глубоко вдохните. Представьте
поляну, а на ней большой развесистый дуб. Под
дубом сидит старый мудрец, который может
ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой
вопрос (в уме), выслушайте мудреца(в уме). За
спиной мудреца висит календарь, запомните число.
А теперь откройте глаза. Я надеюсь, что у вас не
осталось никаких вопросов. Спасибо за урок. До новых встреч. (Слайд 24) |
Дети выполняют задание учителя. | Эмоциональная разгрузка, чувство удовлетворённости |