Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Противоречие. Работа с родителями планируется и выполняется как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, т.к. недостаточно информированы об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду.
Теоретическое обеспечение проектирования
Цель – проект процесса формирования у родителей «педагогической компетенции».
Определены следующие задачи:
- Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к пед.процессу.
- Изучить теоретические основы проблемы.
- Создать модель педагогической работы воспитателя с родителями.
Под педагогической компетенцией родителей подразумевается способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.
В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей детского сада и семьи:
- Связи, которые направленные на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение пед.культуры родителей, оказание им помощи. Такие связи называют компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и д/с, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д.
- Связи, характеризующие включение родителей в воспитательно-образовательный процесс д/с. Тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей: оказание помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы).
- Координационные связи возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Установление партнерских отношений между д/с и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».
В своей работе мы руководствовались следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:
- Доверительность отношений.
- Личная заинтересованность родителей.
- Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.
- Утверждение их самооценки.
- Эмансипация родителей.
Методическое обеспечение проектирования.
- Дубровина, В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия д/с и семьи» / В.П. Дубровина
- Солодянкина, О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» : Практическое пособие / О.В. Солодянкина М.: Издательство «Аркти», 2006 – 80 с.
- Козлова, А.В., Дешеулина, Р.П. «Работа ДОУ с семьей» - Методическое пособие / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина М.: «Творческий центр Сфера», 2005 – 112 с.