Проект "Взаимодействие детского сада и семьи"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.

Противоречие.  Работа с родителями планируется и выполняется как в целом по дошкольному учреждению, так и в каждой возрастной группе. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними,  т.к. недостаточно информированы об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду.

Теоретическое обеспечение проектирования

Цель – проект процесса формирования у родителей «педагогической компетенции».

Определены следующие задачи:

  1. Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к пед.процессу.
  2. Изучить теоретические основы проблемы.
  3. Создать модель педагогической работы воспитателя с родителями.

Под педагогической компетенцией родителей подразумевается способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения, сделать ребенка счастливым, уметь видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.
В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей детского сада и семьи:

  1. Связи, которые направленные на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение пед.культуры родителей, оказание им помощи. Такие связи называют компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и д/с, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д.
  2. Связи, характеризующие включение родителей в воспитательно-образовательный процесс д/с. Тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей: оказание помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы).
  3. Координационные связи возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Установление партнерских отношений между д/с и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».
В своей работе мы руководствовались следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:

  1. Доверительность отношений.
  2. Личная заинтересованность родителей.
  3. Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.
  4. Утверждение их самооценки.
  5. Эмансипация родителей.
Технологическая часть

Методическое обеспечение проектирования.

  1. Дубровина, В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия д/с и семьи» /  В.П. Дубровина
  2. Солодянкина, О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» : Практическое пособие / О.В. Солодянкина М.: Издательство «Аркти», 2006 – 80 с.
  3. Козлова, А.В.,  Дешеулина, Р.П. «Работа ДОУ с семьей» - Методическое пособие / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина М.: «Творческий центр Сфера», 2005 – 112 с.