Урок математики в 5-м классе по теме "Задачи на все действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Тип урока: рефлексия
ТЦУ:

  • цели развития: развивать у учащихся умение анализировать задачу, находить аналогию, выделять главное, умение самостоятельно перестраивать суждение и умозаключения, использованные при решении какой-то задачи, тем самым овладевать более сложными формами рассуждений, развивать творческое мышление;
  • образовательные цели: углубление, пополнение знаний по данной теме;
  • воспитательные цели: чувство ответственности, сознание того, что ты оцениваешь чей-то труд; культура труда - запись на доске; воспитание интереса и положительного отношения к предмету и учению вообще.

Этапы урока:

I. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

II. Самоопределение к деятельности:

  • Какие действия с десятичными дробями мы с вами научились выполнять?
  • Сложение, вычитание, умножение и деление.
  • Верно! 4 действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

И я предлагаю Вам сегодня проверить себя, знаем ли мы правила движения по математическому перекрестку. Рис. 1.

Чтобы выехать на этот перекресток необходимо получить права одной из категорий
А; В; С:
"3" и меньше: категория А - только в качестве пассажира.
"4": категория В - едет сам, но пассажиров сажать нельзя.
"5": категория С - едет сам и может перевозить пассажиров.

Включение в систему знаний и рефлексия деятельности:

Проводится  самостоятельная работа на  2 варианта  по карточкам с  готовыми заданиями со взаимопроверкой по коду,  выведенному на экран кодоскопом (или компьютером) и выставлением оценок.

I вариант

25,07 100 =
1,93 : 0,001 =
0,5 0,1 =
684,1 : 1000 =
3,05 10 =
443,2 : 0,01 =

П

В

Ь

Т

!

У

0,5

25,07

443,2

1,93

684 ,1

3,05

II вариант

2507 : 100 =
0,05 : 0,1 =
30,5 : 10 =
1939 0,001 =
4,432 : 0,01 =
0,6841 1000 =


Т

У

!

П

Ь

В

0,68 41

0,05

4,432

1930

30, 5

2507

Поднимите руку, кто поставил своему соседу оценку "5", "4", "3".
Делается вывод о том насколько усвоено умножение и деление десятичных дробей на разрядную единицу.
Мы въехали на перекресток по дороге умножения и видим светофор. Горит красный свет. Что делать? Останавливаемся. А пока стоим, четверо ребят получают карточки желтого цвета с заданиями, которые выполняют у доски:

  • Развешиванием установили массы пяти овец: 28,5 кг; 32,6 кг; 35,1 кг; 30,3 кг; 27 кг. Вычисли среднюю массу овец.
  • Реши уравнение: 10 - 2,4х = 3,16
  • Реши уравнение: 3,5т + m = 9,9
  • Вычисли: 12,375 : (3/4 + 0,75) =

Весь класс в это время составляет задачу по рисунку, и решают ее. Рис. 2.

Проверим работу ребят у доски, если все решено верно, то зажигается желтый свет светофора, если нет, то приходится идти на "пятачок безопасности", где записаны дополнительные задания.
Наконец зажигается желтый свет, и пока мы ждем, когда загорится зеленый свет, выполним следующее задание:

  • Найти значение выражения: 5,6а + 2,4а + 8,2, при а=3,1
  • Найти значение выражения: (7 - 5,38) 2,5 =
  • Упростить выражение: 5у + 2,6 + 1,4у +0,4у + 2,4
  • Найти значение выражения: (8 - 6,46) 1,5 =

Весь класс в это время составляет задачу по краткой записи; затем обратные к ней и двойственные (т.е. с теми же числами в условии).

прямая
3,2 кг- 128 руб. 1 кг - ? руб.

обратная проверка по кодоплоиду

1 кг - 40 руб.
? кг - 128 руб.
1 кг - 40 руб. 3,2 кг - ? руб.

двойственная
I ряд - про время и расстояние
II ряд - про площадь поля и урожая
III ряд - про время работы и кол-во
выпущенной продукции.

Тем временем зажегся зеленый свет и мы можем двигаться дальше во всех четырех направлениях перекрестка, решая пример во все действия:
(3,8 1,75 : 0,95 - 1,02) : 2,3 + 0,4 =

Итог урока:

Итак, мы с Вами благополучно, без серьезных аварий, проехали по перекрестку 4-х математических действий с десятичными дробями. И каждый из Вас сделал вывод, какой категории права он может получить уже сейчас. Если кто-то из Вас пока только - в "категории А или В", то у Вас есть возможность с помощью домашнего задания отработать то или иное действие и подготовиться к контрольной работе.

Домашнее задание:

№1809 (в)
№1810 (а)
№1811(a)
№1813

"Пятачок безопасности":

№1. Обратить в десятичную дробь: .
№2. Решить уравнение: 15(k - 0,2) = 21.
№3. Решить уравнение: 10х - 2,5х = 0.267.