Работа над словарными словами в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова блоками (пять-десять слов).

Тематические блоки. Принцип: один блок – одна учебная неделя. Работа над каждым блоком ведется, примерно, по такой схеме:

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

1. Самостоятельное чтение слов учащимися про себя (слова написаны на карточках или на доске с соблюдением правил каллиграфии, оформление выделено контрастным цветом).
2. Чтение учителем слова орфографически.
3. Дети повторяют слова два-три раза орфографически, глядя на карточку (доску).
4. Орфографическое чтение всего блока слов.
5. Запись слов с карточки (доски).
6. Проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети - орфографически, называя буквы для запоминания).

ВТОРОЙ ДЕНЬ

1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит слово орфоэпически); дети три раза проговаривают слово орфографически.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

1. Карточка перед классом, ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

1. Слуховой (контрольный) диктант. Орфографическое чтение используется при проведении и подготовке зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантах. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.

Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами на этом не прекращается. Учитель должен стараться найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты отрывки из художественных произведений.

Игра-подсказка

… О … О … … … (воробей); … Е … … … (петух).

Игра «Исправь ошибки»

Один ученик пишет с ошибкой, а дугой находит ошибку.

КОТОК – КАТОК
ЗЕМА – ЗИМА
МАРОЗ – МОРОЗ

Шутливые стихи детских поэтов

Что за ли? Что за мои?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут ЛИМОН –
Сразу станет кисло.

В работе над словарными словами используются такие виды диктантов:

1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанные на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

2. Картинный диктант.

2.1. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

2.2. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную, проставляя знак ударения.

2.3. Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения.

3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:

3.1. Записать в первый столбик слова названия животных, во второй – слова названия растений.

3.2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третьей – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.

3.3. Выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом.
(Б.Трутнева)

4. Диктант с использованием загадок.

5. Диктант по памяти.

5.1. Записать по памяти слова обозначающие названия инструментов.

5.2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву Е.

6. Диктант с комментированием. Я называю слово из «Словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

7. Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Пример: человек, едущий на транспорте (пассажир); деревянный ящичек для ручек и карандашей (пенал) и т.д.

Проверка выполнения проводится по-разному: взаимопроверка; сопровождать объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.

Для работы с трудными словами используют так же минуты, отведенные на чистописание. При написании строчных букв используются слова типа: ВЕТЕР, ГЕРОЙ, НАРОД, ОТЕЦ и т.д.

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть неполным, а частичным, «упрощенным». Ученикам нравится, когда они все вместе «разгадывают» написание того или иного слова.

Читают ребята рассказ К.Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснения и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слово-объяснение и радуйся», – говорил он писателю.

«Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», – говорит учитель ребятам. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают свои первые «открытия». «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина состоит из малых ягод и т.д.». Нравится ребятам «строить» однокоренные слова с тем или иным словарным словом, приходя к выводу, что корень в таких словах пишется одинаково.

Большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями.

Во втором классе учитель предлагает учащимся назвать известные им слова на тему «Школьная жизнь». Ставит условие: тот, кто подберет большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться победителем и получит отметку. Такая работа продолжается в третьих-четвертых классах. Через несколько дней такой работы со словами той или иной темы, дети пишут изложение или сочинение, в котором используются уже известные детям слова.

За два-три дня до сочинения на тему «Как я помогаю дома» нужно научить детей правильно писать слова, которые они используют в сочинении: сметана, молоко, кефир, вермишель, макароны, конфеты, бидон, творог, тарелки. Словарную работу проводят за три-четыре урока до написания изложения или сочинения.

Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.