Развитие познавательных способностей учащихся при обучении английскому языку путем применения метода проектов

Разделы: Иностранные языки


Ведущая идея представленной мною концепции заключается в применении проектной методики как способа активизации учебно-познавательной деятельности школьников при обучении английскому языку.

Сущность опыта: Основной стратегией современного обучения провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, свободу мысли и творчество учащихся, выбор способов и методов обучения.

Работая по данной технологии, активизирую деятельность каждого ученика в процессе совместной познавательной деятельности на уроке иностранного языка, развиваю стремление к познанию окружающего мира, посредством использования современных методик обучения: обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения (Е.С. Полат), коммуникативно-ориентированного (И.Л.Бим, Е.И. Пассов ), интегрированного (Э.Н.Шепель, И.Л. Бим, М.З. Биболетова), исследовательской деятельности.

Теоретическая база опыта: Основной идеей данной концепции является проектная методика, разработанная Е.С. Полат; в работе используется метод взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонами говорения Е.С. Потрикеевой; рассматривается точка зрения И. Чечель на метод проектов.

И. Чечель рассматривает метод проектов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств (таких как умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела), а также как педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования), при которых роль учителя сводится к роли независимого консультанта и помощника.

Условия формирования опыта: на базе отдельных групп (классов) с использованием личностных и парных форм работы на основе сравнительного анализа информации страноведческого характера стран изучаемого языка и России.

Новизна: Апробация системы моей работы по созданию проектов учащихся с ориентацией на самостоятельное добывание знаний в процессе изучения национального и регионального компонента; создание мотивации учения, развитие активной мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

Продуктивность опыта заключается в том, что учащиеся овладевают системой знаний по английскому языку, приобретают практический опыт в его использовании при решении проблемных ситуаций. У учащихся повышается мотивация к предмету, уважительное отношение к истории, культуре, традициям народов вследствие межкультурного общения, формируются навыки самостоятельного приобретения знаний, ответственности, коммуникабельности.

Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся группы (класса) в совместный труд по созданию единого проекта в процессе решения проблемной ситуации, в кропотливой исследовательской поисковой работе по сбору и отбору необходимой информации, в умении работать со справочной литературой (словарями, лингво-страноведческими справочниками), в творческом оформлении планируемого результата, в отсутствии методических и дидактических разработок регионального курса на английском языке, в недостатке специальной дополнительной справочной литературы.

Возможность внедрения: опыт может быть использован учителями английского языка при работе по различным УМК как с применением проектной методики, а также в качестве самостоятельных методических разработок.

Свою работу по обучению английскому языку на основе использования метода проектов, как сути развивающего личностно-ориентированного характера обучения, провожу в системе в течение пяти лет.

Главная цель обучения школьников английскому языку - формирование коммуникативной компетенции достигается лишь в случае мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности учащегося на этапе творческого применения речевого материала.

Эту цель наилучшим образом достигаю путем:

  • постановки проблемной ситуации, значимой в исследовательском плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • определения практической, теоретической значимости предполагаемых результатов;
  • организации самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время в процессе добывания новых знаний;
  • активного включения самого ученика в учебно-познавательную исследовательскую, поисковую деятельность;
  • организации совместной деятельности, установления диалога обучающих и обучаемых.

Проект, как результат работы, использую в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Перед началом работы над темой, выстраиваю систему работы над проектом, определяю его тип, вид, способы достижения: использование определенного фонетического, лексического, грамматического, текстового материала, определяю вид речевой деятельности (диалог, монолог, полилог).
Работа над проектом предполагает поэтапную работу на каждом отдельном уроке данной темы, а выбор форм и методов работы напрямую зависит от поставленной проблемы, уровня обученности класса, форм проекта.

В процессе применения проектной методики использую следующие принципы обучения:

  • самостоятельность учащихся в ходе урока;
  • самоорганизация учащихся;
  • развитие личности;
  • формирование коллективизма;
  • принцип ролевого участия;
  • принцип ответственности;
  • принцип психологического обеспечения;
  • создание ситуации свободного выбора, творческого поиска;
  • опора на индивидуальный жизненный опыт учеников;
  • создание ситуации доверия, равноправия, сотрудничества.

Оценка результатов проектной методики имеет определенные сложности. При использовании данного метода необходимо отслеживать два результата.

Первый результат, это непосредственно сам проект. Но нет абсолютно верного измерения процесса проектирования, так как нет эталона проекта, это работа индивидуальная и творческая.

Проект, по своей сути, представляет наличие разных точек зрения на одну и ту же проблему, и определить какая из них наиболее правильная и важная не всегда бывает возможным. В каждом отдельном случае проект представляет собой результат работы каждого отдельного учащегося по данной проблеме, отражает уровень его знаний, умений и навыков по определенной теме, уровень проводимой им исследовательской работы, творческие способности и возможности учащегося, его решение проблемы отличное от других.

Поэтому оценивание проекта чаще всего сводится к индивидуальному оцениванию уровня владения устной речью по теме проекта, умения ответить на вопросы по проблеме проекта и аргументировать свою точку зрения.

Основным показателем результативности, считаю уровень сформированности речевых навыков. Однако при выставлении оценки за проект необходимо учитывать и второй результат, который имеет немаловажное значение и основывается на формировании личностных качеств, мотивации, рефлексии и самооценки учащихся, умении делать выбор и осмысливать последствия данного выбора и результаты собственной деятельности. Итоговый результат следует оценивать сложением объективной и субъективной оценки.

Таким образом, даже при наличии отрицательной динамики в совершенствовании навыков устной речи, необходимо считать ведущим фактором успешности проекта его влияние на общее развитие личности учащегося (развитие его личностных качеств: умения анализировать, проявлять творческую, интеллектуальную активность, умение проявлять самостоятельность, инициативность в добывании знаний; учитывать самооценку учащегося: что дало выполнение этого учебного задания лично ему, что получилось, что не получилось и почему). С этой целью, наряду с выставлением оценки за устную речь, для оценивания индивидуальных проектов на второй ступени обучения применяю рейтинговую оценку, предложенную И.Чепель.

Данная анкета кроме оценок по защите проекта содержит оценивание процесса проектирования, включая практическую деятельность, умение работать в команде, творчество и интеллектуальную активность. Данная анкета заполняется в ходе защиты проекта проектантом, одноклассниками и учителем, выставляется оценка из расчета набранного количества баллов.

Для старшеклассников использую более сложный рейтинговый подход, который заключается в повышенных критериях, приближенным к вузовским, но при этом исключается оценка деятельности учащихся в процессе проектирования. Умение оценивать себя, видеть свои удачи и промахи имеют воспитательную и развивающую функцию. Происходят позитивные изменения в отношениях, самоорганизации самостоятельной и учебной деятельности учащихся. Происходят позитивные изменения в отношениях учащихся к себе и к окружающим.

В процессе апробации данной технологии была разработана система уроков, проектов:

  1. «Что ты знаешь о Тарко-Сале ? » - 8 кл., по блокам:
    • Национальные символы района.
    • Географическое положение и краткая историческая справка.
    • Мое представление о Тарко-Сале (на основе сочинений учащихся ).
    • Традиции и обычаи.
  2. «Хорошее начало в жизни ».- 10 кл. (на материале о родной школе).
  3. «Люди и города » - 11 кл. (на материале родного города).
  4. «Время праздновать » -10 кл. (на материале традиций ненецкого народа).

С целью некоторого углубления, расширения знаний, предусмотренных стандартом образования и в расчете на способности учащихся, разработала и апробировала систему уроков к учебнику «Английский язык» 8, 9 классы под ред. Кузовлева В.П., “New Millennium English” 10, 11 классы под ред. О.Л. Гроза в рамках проектной технологии с введением регионального компонента. Изучение английского языка по данным учебникам предполагает сравнительное изучение истории, традиций, национально-культурных особенностей Британии и России.

Наряду с изучением культуры, традиций России мною было уделено особое внимание изучению округа, района, родного города с целью сделать обучение более мотивированным, преломить его через призму знаний и личного опыта учащихся о родном крае и их активном участии в обсуждении региональных проблем. Установление международных контактов региона с зарубежными странами, обмен производственными делегациями, все возрастающая возможность общения учащихся с зарубежными сверстниками (через Интернет, личные контакты во время летних поездок за границу) требуют от учащихся знаний и умений обмена информацией о регионе на иностранном языке. Отсутствие данного материала на английском языке вызвало необходимость его создания.

Цель проекта:

  • Создание разработки регионального курса, который бы включал знания о родном крае по географии, биологии, литературе, культуре средствами иностранного языка.
  • Формирование у учащихся чувства патриотизма и гордости за свой район, малую Родину.

Отказавшись от обсуждения отдельных несвязанных друг с другом проблем, возникла необходимость создания единого проекта, который бы определил основные наиболее важные
вопросы обсуждения и объединил их общей идеей.

Проект включил в себя несколько разделов:

  • Национальные символы района.
  • Географическое положение и краткая историческая справка.
  • «Мое представление о Тарко-Сале» (сочинения учащихся о родном городе).
  • Традиции и обычаи.

Классификация проекта:

доминирующая деятельность элементы исследовательской,
творческой, информационной, практико-ориентированной
деятельности
предметно-содержательная область межпредметный
характер координации с открытой, явной координацией
количество участников один класс
характер контактов личностный, парный, групповой
продолжительность выполнения долгосрочный

Учебная цель:

  • практика в английском языке на материале родного края,
  • активизировать лексико-грамматические структуры по теме в речи,
  • развивать речевые навыки, умение аргументировать, высказывать свою точку зрения.
  • развивать умения: анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Задачи проекта:

    • Систематизировать информацию о родном крае по блокам.
    • Уметь выделить специфические особенности родного города.
    • Полученную информацию изложить средствами английского языка.
    • Активизировать лексико-грамматические структуры каждого блока в речи.
    • Уметь обосновать, аргументировать свои высказывания.

Планируемый результат:
для учащихся: создание « портфолио » о родном крае,
для учителя: создание учебного пособия.

Каждый блок можно рассматривать как отдельный минипроект по такой же классификации.
Работа над каждым блоком:

Национальные символы.
Урок № 1.
1. Знакомство и активизация лексики по теме «Символика».
2. Чтение и анализ текста «Символы Британии ».
3. Выбор лексико-грамматических структур по теме из текста.

Урок № 2.
1. Беседа по теме «Символы Пуровского района».
2. Защита минипроекта.

Урок №3.
1. Знакомство и активизация лексики по теме «Географическое положение».
2. Чтение и обсуждение текста «Географическое положение Британии».

Урок №4.
1. Анализ текста и выбор лексико-грамматических структур по теме.

Урок № 5.
1. Обсуждение информации о географическом положении Пуровского района. Краткая историческая справка.
2. Составление карты-схемы Пуровского района.

Урок № 6.
1. Защита минипроекта «Географическое положение Пуровского района. Краткая историческая справка» (с использованием карты-схемы в качестве опоры).

Урок № 7.
1. Написание сочинений о Тарко-Сале на русском языке.

Урок № 8.
1. Работа со справочной литературой (словарями).
2. Подбор лексико-грамматических структур для перевода сочинений.

Урок № 9.
1. Перевод сочинений на английский язык.
2. Анализ лексико-грамматического строя английского и русского языка.
3. Подбор иллюстрационного материала.

Урок № 10.
1. Защита минипроекта «Мой город Тарко-Сале ».

Урок №11.
1. Подбор и адаптация текстов П.Г. Турутиной о национальных традициях и праздниках.

Урок № 12-13.
1.Работа со справочной литературой (словарями).
2.Подбор лексико-грамматических структур для перевода текстов.

Урок № 14.
1.Перевод адаптированных текстов на английский язык.
2.Анализ лексико-грамматического строя языков.
3.Подбор иллюстрационного материала.

Урок № 15.
1. Защита минипроекта «Традиции и обычаи».

Основная часть работы над разделами - перевод, учащиеся работали как лингвисты со структурами двух языков в сравнении. Работа над проектом на этом не заканчивается. Проект может включать блоки о спорте, промышленности, проблемы экологии ит.д. В тоже время каждый из блоков может постоянно дополняться в связи с совершенствованием языковых навыков учащихся при переходе их в старшие классы.

Анализируя систему работы по методу проектов и диагностику по предмету, я пришла к выводу, что данная технология является наиболее эффективной для развития познавательных способностей учащихся не только в области иностранного языка, но и других предметов: истории, литературы, географии. Ученики, обучающиеся по данной технологии, отличаются более высоким уровнем развития речи, четкостью, стройностью и логичностью изложения мысли, умеют высказать и аргументировать свою точку зрения.

Данные учащиеся имеют достаточно хорошие навыки самостоятельной работы с первоисточниками, системой Интернет, СМИ, с дополнительной литературой: словарями, лингвострановедческими справочниками. Они имеют навыки поисковой, исследовательской деятельности по сбору, адаптации и систематизации необходимого материала.

Индивидуальная работа учащихся над проблемой проекта позволяет развивать их творческие способности, они активны не только во время урока, но и во внеурочной деятельности, принимая участие в конкурсах, концертах, КВНах.

Учителя-предметники отмечают у данных учащихся навыки коллективной работы, умение выслушать мнения других, умение взять ответственность на себя, эти учащиеся обладают в большей степени такими качествами как общительность, трудолюбие, добросовестность, толерантность, взаимопонимание и взаимопомощь. Высокий уровень успеваемости и образованности в классах изучающих иностранный язык по методу проектов наглядно показывают сформированность прочных и стабильных знаний учащихся по всем предметам.