Развитие связной речи на занятиях по ознакомлению с окружающим у дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для развития личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психологического и физического развития, возможностями и способностями.

Речь - это форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка, она во многом характеризует его как личность. Основной и первоначальной является коммуникативная функция. Речь необходима всем нам для общения. Целью общения может быть развитие социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Научиться правильно строить предложения - первая задача педагогов в работе по развитию связной речи детей с ЗПР.

Связная речь - это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идёт работа в голове ребёнка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь – это результат развития всех психических процессов, это достижения ребенка в овладении родным языком.

Работа по развитию связности речи может идти с освоения звуковой стороны речи, словарного состава, грамматического строя речи. Но это не значит, что развивать связную речь можно только тогда, когда дети очень хорошо усвоили звуковую, лексическую и грамматическую сторону речи. В среднем дошкольном возрасте при постоянной общении со взрослыми дети научаются составлять простые бытовые предложения.

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными. В перспективном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено 2 занятия в неделю по формированию связной речи. Это реализуется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. В формировании связной речи большую роль играет речевое и умственное развитие дошкольников, развитие восприятия, мышления, наблюдательности. Для того, чтобы логически правильно рассказать о чём-то, необходимо ясно представлять себе объект рассказа, уметь выделять основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные связи. Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развития речи» является одним из основных обучающих занятий, на которых дети знакомятся с предметами окружающей действительности, учатся сравнивать, анализировать, обобщать, что ведёт к обогащению словаря , а это и является основой развития связной речи.

Е.С.Слепович (1981), изучая особенности монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, отмечает, что речь у этой категории детей в основном носит ситуативный характер. Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих повторениях. В старшем дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития только начинается переход к другим формам речи. Наряду с этими особенностями Е.С.Слепович выделяет ограниченность словарного запаса у этих детей, особенно существительных с узким, конкретным значением, а также прилагательных.

Невысокий уровень развития словесно- логического мышления у детей проявляется, когда им даётся задание пересказать содержание текста, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сложным является воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Продуктивность памяти детей с задержкой психического развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Это напрямую зависит от нарушений их восприятия, внимания, повышенной утомляемости, от низкого уровня познавательной активности. Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития затрудняет развития новых форм речи, так как недостаток словарного запаса и отсутствие мотивации в игре не дают толчка для развития сюжета игры.

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Из-за излишней вербализации, несформированности грамматического строя речи, недостаточности словообразовательных процессов, неумения организовать себя в процессе деятельности большинство детей с ЗПР испытывают значительные трудности при выполнении задания. Все эти особенности связаны с незрелостью эмоционально- волевой сферы, но при правильном стимулировании познавательной активности со стороны взрослых со временем компенсируются.

У детей с задержкой психического развития больше развито наглядно-образное мышление, нежели словесно- логическое. Поэтому в работе с ними более действенным является использование наглядного материала при обучении их связному высказыванию, например, составление предложения по двум связным по смыслу картинкам. Далее можно учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Здесь могут использоваться картинки из сказок. Дошкольникам близок пересказ художественных произведений. Готовые образцы могут благотворно подействовать на их чувства, заставят сопереживать, а в результате вызовут желание запомнить и пересказать услышанное.

Основными задачами занятий по ознакомлению с окружающим миром для дошкольников данной категории являются:

  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;

  • обогащение и систематизация словаря;

  • развитие устной диалогической и монологической речи;

  • восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний;

  • развитие речевых навыков.

Развитие связной речи у детей ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться, не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Дети с задержкой психического развития быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Поэтому в коррекционно-логопедической работе в специальном детском саду для детей с ЗПР основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

Существует несколько основных методов развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот метод учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.

  2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфе, где действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками), что позволяет более абстрактно взглянуть на окружающую действительность. Особенно это проявляется, когда дети сами начинают использовать картинки на фланелеграфе для развития сюжета.

  3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения.

  4. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Это самый последний метод, при использовании которого можно увидеть все компенсаторные возможности детей. Ведь здесь очень сложно составить план высказывания из-за отсутствия образца. Вопросы педагога помогают детям обеспечить последовательность этапов изложения. В тоже время отсутствие образца позволяет начать очень трудную, но столь необходимую работу над творческим рассказыванием.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются недостаточная сформированность познавательной деятельности детей. В содержание работы вводятся не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие внимания, обогащение зрительных представлений, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, стимуляция познавательной активности, закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Педагоги отмечают важность развития связной речи в дошкольном возрасте, указывая на то, что это очень пригодиться в школе. В этот момент можно вспомнить себя за партой, когда учитель давал задание составить план сочинения и написать его. И эта задача даётся легче тем ребятам, которые были более подготовлены в дошкольном возрасте. Важное значение в развитии связной речи дошкольников играет работа педагога- дефектолога. Специальное обучение позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования.