Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения: урок - дискуссия
Цели для педагога:
- активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека;
- пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа;
- развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора;
- развитие речи, воображения, умения выделять главные и отличительные признаки предметов и явлений;
- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру.
Цели для учащихся:
- выявление основных качеств, которые характеризуют красоту человека в людях и в себе.
Оборудование:
- учебник – тетрадь “Окружающий мир” для 2 класса, 1 часть (автор - Поглазова О.Т.);
- двусторонние карточки-слова (с одной стороны – основные понятия темы урока, с другой – слова-пословицы);
- карточки с заданием “Сохрани природу” на каждую парту;
- комплект “Наряди куклу” (бумажная кукла и комплект одежды) на каждую парту;
- картинки-ситуации: школьный двор, игровая площадка, дворец, театр, магазин, лагерь;
- зеркальце в футляре (3 шт.);
- сочинения ребят “Мой друг – одноклассник”;
- персональная выставка ученицы “Мои творчество”;
- экран, мультимедийная система, презентация урока в программе PowerPoint. Приложение 1
- магнитофон, кассеты (диск) с записью
произведений:
- Чайковский П.И. “Вальс цветов”,
- муз. Савельева Б., сл. Танича М. “Из чего наш мир состоит”.
Ход урока
Организационный момент
Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского, на фоне которого проходит презентация “Красота природы” Слайд 2.
- “Красота окружает нас всюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по - своему прекрасна…” [1]
Постановка темы урока
- Что для каждого из вас означает слово “красота”? “красивый человек”? (ответы детей)
- Ваши мнения очень интересны. Наверное, в жизни так устроено, что каждый человек, имея свое мнение, всегда интересуется, а что по этому поводу могут сказать известные люди.
Работа по тетради-учебнику с.66. Слайд 3.
- Давайте прочитаем, что сказал о красоте один из выдающихся людей России, А.П. Чехов? Как вы думаете, над какой проблемой мы будем сегодня работать? (ответы детей)
- Попробуем вместе разобраться, что делает душу, тело, мысли и поступки человека прекрасным. Тема нашего урока “Красота человека”.
Изучение нового материала
- Природа создала человека, а зачем? Каково его место в природе? Давайте поразмышляем над этими вопросами вместе с мальчиком из стихотворения Ю. Семендрера.
Чтение стихотворения учителем. Учащиеся следят по тетради-учебнику, с.66..
- Что имели в виду гора? Лес? Река? Когда просили мальчика стать человеком? (ответы детей)
- Человек имеет свое место в природе. Он может подняться выше гор, повидать дальние края, а его творения проживут сотни тысяч лет. И гора, и река, и лес ждут, что человек станет не врагом, а другом природы.
На доске открывается карточка “ЧАСТЬ ПРИРОДЫ”. Работа в парах по серии картинок “Сохрани природу” (они же на слайде 4).
- Выберите из карточек те, которые говорят нам, что человек оберегает природу. Для чего нам нужны свежий воздух, чистая вода…? Правильно, для сохранения и укрепления своего здоровья.
Слайд 5. На доске открывается карточка “ЗДОРОВЬЕ”
- Кто такой здоровый человек? (ответы детей)
- Можно ли здорового человека назвать красивым? Что в нем красиво? (ответы детей)
- Что нужно делать, чтобы обладать здоровым телом? (ответы детей - проверка д/з)
- Правильно, надо закаляться, тренироваться, заниматься физзарядкой, соблюдать правила личной гигиены и режим дня, - быть здоровым.
- Какие чувства испытывает здоровый человек? Как вы это можете понять? (ответы детей)
На доске открывается карточка “НАСТРОЕНИЕ”
- Черты лица тоже могут передать красоту, раскрыть внутренний мир человека. С каким человеком легче и приятнее общаться? Определить, что влияет на настроение людей, нам помогут задания-ситуации:
Учитель читает ситуацию, учащиеся ее объясняют.[3]
Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
- Как повлияла спешка Олега на окружающих?
Когда Миша вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку. Надя передразнила его походку.
- Каким будет настроение Миши? Почему?
- От чего зависит настроение окружающих? Что посоветуем ребятам? Что украшает человека?
На доске открывается карточка “ПОСТУПКИ”
- Давайте помнить, что поступки, которые мы совершаем, должны быть такими, чтобы за них не приходилось, краснеть ни нам самим, ни родителям, ни друзьям. Об этом нам говорит известный поэт В.В. Маяковский. Послушайте.
Два ученика читают стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо” на фоне слайдов 6 -7 (по щелчку).
Слайд 8.
- Посмотрите на картинку “Школьники”. Кто из ребят привлекает ваше внимание? Почему? Одежда украшает человека и помогает скрыть недостатки, но она должна быть подобрана правильно и со вкусом.
Игра “Найди правильный ответ”. Учитель читает утверждения, ученики в знак согласия поднимают руку.
- В любом деле я чувствую себя уверенно, если:
- мое платье среди других самое яркое и блестящее,
- мое платье самое дорогое,
- мое платье скромное, опрятное, чистое,
- мой костюм разорван на локте,
- мой костюм измялся в автобусе.
Работа в парах с комплектом “Наряди куклу” (выбрать одежду в соответствии с заданной ситуацией- картинкой и обосновать свой выбор).
- Предлагаю мальчикам поработать модельерами и одеть куклу, а девочкам побыть в роли консультантов и, если надо, помочь.
- Проверяем, как справились все с заданием? Какая одежда уместна, для какого случая? (ответы детей)
- Посмотрите еще раз на экран. Все ли вас устраивает в одежде школьницы? Что исправим? (щелчок мыши) Что ей посоветуем? (ответы детей)
- Что украшает человека? Можно одеваться дорого и нарядно, можно изысканно и скромно. Но обязательно ваша одежда должна иметь чистый и опрятный вид.
На доске открывается карточка “ВНЕШНИЙ ВИД”
Слайд 9.
- Красота человека раскрывается и в речи, в общении с другими людьми. В народе говорят “По одежке встречают, по уму провожают”. Как вы понимаете смысл этой народной мудрости? (ответы детей)
Игра на внимание “Волшебные слова”. Ученики выполняют только те действия, которые учитель произносит в вежливой форме.
- Почему, какие-то просьбы вы, ребята, выполняли, а какие-то нет? Что украшает человека? В каком случае модно одетый человек красив? (ответы детей)
На доске открывается карточка “ВЕЖЛИВОСТЬ”
Физкультминутка
– Будем мы здоровыми, бодрыми и сильными, смелыми, красивыми. Вылепим себя такими. Изображаем. Лепим ладошки, руки, ноги, туловище, шею, уши, лицо (лоб, щеки, глаза, нос). Любуемся своим изображением в воображаемом зеркальце.
- Каждый человек имеет свои привычки, вкусы, взгляды, свои черты характера. Взрослые говорят, что человек индивидуален.
На доске открывается карточка “ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ”
- По описанию мы всегда можем понять, о ком идет речь. Кто хочет рассказать об однокласснике? Угадайте, о ком идет речь?
Ученики зачитывают выдержки из своих сочинений “Мой друг – одноклассник” (3-4 загадки)
- Во многом от вас самих, ребята, зависит то, что о вас говорят. В каждом из вас есть и хорошие качества, и недостатки. Попробуем заглянуть в “себя”.
Самостоятельная работа по тетради - учебнику с. 68, № 4,6
- Выберите для себя одно из заданий. Подчеркните качества, которые вам в себе нравятся (не нравятся). Что вы сами себе можете посоветовать? (ответы детей по желанию)
- В чем же еще красота человека? Если мы о красоте человека на уроке рассуждали правильно, то у нас должен появиться ответ на этот вопрос.
Переворачивание карточек, чтение получившейся пословицы “Красна птица оперением, а человек своим умением”
- Как вы понимаете смысл данной пословицы? Чем славится человек? (ответы детей)
Слайд 10 . На доске карточка “МАСТЕРСТВО”
- Кто ваши родители по профессии? А чем они увлекаются? Каким ремеслом занимаются? А что любите делать вы в свободное время?
- У нас в классе есть ребята, которыми мы можем гордиться.
Выступление ученицы, рассказ о своей выставке.
Домашнее задание
- Каждый из нас очень интересный человек, и об этом мы поговорим на следующих уроках. Кстати, кому-то из вас могут помочь задания тетради-учебника с. 69 № 7,8,9 .
Подведение итогов урока
Слайд 11.
- В чем красота человека? Что об этом говорил А.П. Чехов? А что мы узнали на уроке? Что это слово обозначает для каждого из вас? (ответы детей)
Слайд 12. Чтение учениками стихотворения Б. Заходера “Что красивее всего?” [3].
В классе однажды заспорили дети: Что красивее всего на свете?
Ответы сыпались разные – простые, сложные, несуразные.
- Солнце. Звезды. Небеса. Картины. Мамины глаза.
Кошкин хвост. Павлиньи ноги. Лес весной. Столбы у дороги.
Чтоб в ответах утвердиться – решили к книгам обратиться.
По страницам многих книг прошли, но единого ответа не нашли.
Для зайки нет ничего прекраснее морковки,
Прекраснее курицы нет для лисы плутовки,
Для тигра - зарослей зеленых, для волка – тропочек ночных.
Прекрасным славится земля, а красота у каждого своя.
- Подводя итоги нашего урока, заглянем в чудо-зеркальце, чтобы узнать, насколько красивы были мы сегодня на уроке.
На фоне песни “Из чего наш мир состоит?” (муз. Савельева Б., сл. Танича М.) ребята смотрятся в зеркальце, передавая его друг другу по рядам.
Самоанализ урока
Урок окружающего мира во втором классе проводился по теме “Красота человека. Это урок изучения нового материала, урок-дискуссия. Задачи, которые ставил для себя учитель:
- активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека;
- побуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа;
- развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора,
- развитие речи, воображения, умения выделять главные и отличительные признаки предметов и явлений;
- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру.
Задача учеников - выявить основные качества, которые характеризуют красоту человека в людях и у себя.
Отбирая содержание учебного материала, стремилась показать тесную взаимосвязь человека с природой, раскрыть красоту человека с точки зрения здоровья – физического, духовного и нравственного. При работе над новым материалам опиралась на мнения самих ребят, известных людей, народные мудрости. На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения, риторики. Материал значимый для детей.
Стремилась подвести детей к выводу о том, что представления о красоте человека у каждого свое и свою красоту каждый может создать сам, вне зависимости от обстоятельств.
Использование мультимедийной презентации позволило обогатить урок наглядным материалом, концентрировать внимание ребят на важных моментах урока.
К приемам, которые использовала на уроке, можно отнести:
- актуализирование и обогащение субъектного опыта учащихся: сначала строили предположения, что означает красота человека, изучили, что об этом говорят другие, на примерах рассмотрели основные ценности (ситуации жизненные, близкие) и выбирали главное для себя,
- ситуацию выбора создавала при выполнении следующих заданий:
- при работе с карточками – выбери, как правильно поступить человеку, чтобы сохранить природу,
- при работе с наглядностью – выбор ситуации, по какому случаю одеть куклу и выбор соответствующей одежды, здесь же развитие творчества – представить, пофантазировать, вжиться в определенную ситуацию,
- при работе с учебником-тетрадью – выбор качеств, характеризующих красоту человека для каждого лично и самооценка себя, что надо изменить в себе,
- выбор д/з
- урок в целом построен на основе диалога и полилога, дети учатся говорить, рассуждать, высказывать свое мнение
- учитывала индивидуальные способности детей: кто хорошо читает стихотворения, у кого хорошая память, творческие способности и результат этой деятельности: обратила внимание на спокойных, небойких детей (загадки),
- задания тетради-учебника разнообразны, ребенок воспринимает не только на слух, но и зрительно, задания с подчеркиванием позволяют работать в разном темпе, можно сначала высказаться, а можно сначала выполнить задание, а потом его объяснить,
- ситуацию успеха пробовала создать для всех ребят класса: если мы рассуждали верно, то узнаем еще один секрет красоты, и для каждого в отдельности: вылепим себя красивыми - на физкультминутке, заглянем в чудо-зеркальце, чтобы узнать красивы ли при подведении итогов урока.
Замысел урока реализовать удалось, поставленные цели достигнуты.
Список ресурсов
- Козык Н.И. Занятия в “Школе здоровья”. // Начальная школа № 8. 2006. – с.92 – 96. - использованы материалы к уроку
- Маяковский В.В. Детям. – М.: Просвещение, 1960. – 112 с. -использованы материалы для презентации к уроку
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 кл.). – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.- использованы материалы для конспекта и презентации к уроку
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику второго класса “Окружающий мир”. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2001. – с. 82 -87
- Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1. – 7 –е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – с.66-69
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007. http://www.vKIDS.ru – использованы иллюстрации диска и материалы для презентации
- http://images.yandex.ru - использованы иллюстрации для презентации