1. Пояснительная записка
Тот факт, что каждый человек должен уметь пользоваться компьютером, давно не подвергается сомнению. Какую бы область деятельности (работа, учёба) или профессию (менеджер, инженер, секретарь, экономист и т.д.) мы не взяли – на любой должности и в любой области нужно уметь работать на ПК, ориентироваться в большом объёме информации, в том числе и экономической. Прогресс в сфере экономики немыслим без применения современных информационных средств и технологий. И чем раньше начнется процесс знакомства учащихся с миром профессий и овладением некоторыми доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной деятельности человека, тем лучше для них. Известно, что обучить школьников владению современными программными средствами и информационными технологиями ещё не значит подготовить людей, умеющих применять в реальной жизни полученные знания с пользой для себя и общества.
Характерной особенностью курса “Информационные средства и экономика” является удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в зависимости от их интересов, способностей и последующих жизненных планов. В процессе овладения учебным материалом создаются условия необходимые для выявления, развития и реализации исследовательского и творческого потенциала обучающихся. В этой связи наиболее важным условием выступает мотивация к обучению и самообразованию. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды.
Данный курс имеет социально-экономическую направленность, его содержание определяется не только и не столько фактом последующего продолжения образования в ВУЗах и СУЗах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно-осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры. В этой связи изучение курса “Информационные средства и экономика” в старшем школьном возрасте приобретает особую актуальность.
Большое внимание уделяется не конкретному программному и аппаратному обеспечению, а общим принципам, лежащим в их основании. Подробное и скрупулезное изучение программной среды не является основной целью данного курса так как, ученики, если у них возникнет интерес к программной среде, могут изучить её быстрее - заняться самообразованием.
Основная цель – осознание обучающимися важности информационных технологий в жизни общества; знакомство с разнообразием форм и способов использования ПК и другой вычислительной техники; профессиями, связанными с информационными технологиями и экономикой.
Для реализации данной цели необходимо создать условия и решить следующие задачи:
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
обучить приёмам и методам работы с ПК, WORD; изучить Excel; основные понятия экономики; научить: применять информационные технологии в управлении и экономике; решать экономические задачи и обрабатывать статистические данные; применять на практике подходящий “инструмент” для решения конкретной задачи; обучить основам информационной культуры. |
Развивать: познавательную активность; воображение, внимание, память, фантазию; интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ; умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить; системное мышление самостоятельность; творчество. |
способствовать профессиональному самоопределению; обучить основам коммуникативной культуры; формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе развивать умение чётко и точно (устно и письменно) излагать свои мысли. |
Название курса “Информационные средства и экономика” и сформулированная цель определили основные методические линии, которые кратко можно определить как формулу “Инструменты” + “Математика” + “Теоретические знания” = “Программный продукт”. В содержание курса входят основные понятия экономики, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области, а также рекомендации по практическому применению полученных знаний, умений, навыков.
Срок реализации и возраст детей
Курс “Информационные средства и экономика” рассчитан на детей старшего школьного возраста, 16 -18 лет. Срок реализации изучаемого курса 1 год.
Форма и режим занятий
Форма организации занятий - групповая. Программа курса составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся, включающих требования к организации труда и отдыха. В связи с этим число обучающихся в группе зависит от площади учебного кабинета и количества ПК. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия в одно посещение 2 х 45 мин.
Способы определения результативности и формы подведения итогов
С этой информацией можно познакомиться на сайте фестиваля http://festival/1September. Название работы “Гимн отрезку прямой”.
Ожидаемые результаты
Минимально необходимый уровень знаний и умений обучающихся перед прохождением курса и ожидаемый результат можно представить в виде таблицы.
Минимально необходимый уровень знаний и умений обучающихся перед прохождением курса |
Ожидаемый результат |
|
К концу обучения обучающиеся должны |
||
Знать: |
Уметь: |
|
знать назначение прикладного программного обеспечения; иметь представление о способах обработки различных видов информации; владеть основами работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint. уметь вручную строить графики функций; Уметь решать и правильно оформлять решение задач по школьным дисциплинам. |
основные приёмы и методы работы с ПК, WORD; приёмы работы в ЭТ; основные понятия экономики; класс экономических задач, решаемых на ПК; ориентироваться в экономических профессиях; понятия: адресация, функции, сводные таблицы, консолидация, оптимизация и ее виды, регрессия, рента, проценты простые и сложные, модель цены акции, волатильность, цена опциона, графики биржевых цен. |
выбирать инструмент для решения поставленной задачи; оформлять полученные результаты; применять на практике полученные знания: составлять таблицы статотчетности, сводные, консолидации и прочие; выполнять расчёты; строить графики функций и диаграммы. |
Условия реализации:
компьютерный класс (площадь 46 кв. м.), оснащённый:
10 ПК, объединённых в локальную сеть.
Интернет;
принтер, сканер, ксерокс;
мебель: компьютерные столы и стулья;
программное обеспечение: операционная система Windows XP, приложения Microsoft Office.
различный дидактический материал: теоретические заданиям, методические разработки, раздаточные материалы, поурочные задания, тесты, опросники;
литература.
2. Учебно-тематический план элективного курса “Информационные средства и экономика”
Раздел |
Количество часов |
|||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводная часть |
2 |
1 |
1 |
2 |
Основные приёмы и методы работы с ПК |
16 |
4 |
12 |
3 |
Создание, разработка и оформление научно-исследовательских работ |
18 |
6 |
12 |
4 |
Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследовательской работы |
16 |
4 |
12 |
5 |
Графика в ЭТ |
18 |
4 |
14 |
6 |
Числовые функции |
12 |
4 |
8 |
7 |
Адресация. Сводные таблицы. Консолидация |
14 |
4 |
10 |
8 |
Оптимизация |
18 |
2 |
16 |
9 |
Финансовые вычисления |
26 |
6 |
20 |
10 |
В экономисты б я пошёл – пусть меня научат |
4 |
4 |
|
11 |
Работа в каникулы |
6 |
6 |
|
12 |
Подведение итогов |
2 |
2 |
|
Всего |
Примечание. Количество учебных часов (152) в учебно-тематическом плане определено Уставом МОУ ДОД “Дворца детского (юношеского) творчества. Реально - определяется календарно тематическим планом на текучий учебный год (Приложение 1) и поурочным планированием (Приложение 2). Список литературы приведен в Приложении 3.
3. Учебно-тематический план и содержание разделов курса “Информационные средства и экономика”
№ |
Раздел |
Теория |
Практика |
Количество часов |
|||
всего |
теор |
практ |
|||||
1 |
Вводная часть |
Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ, ТПБ. Техника безопасности при работе на ПК |
Обсуждение всевозможных ситуаций поведения в экстремальных ситуациях Знакомство с игровыми и обучающими программами |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Основные приёмы и методы работы с ПК |
ПК как инструмент научно-исследовательской работы Архитектура ПК. Программное обеспечение ПК. Функции ОС ПК. Стандартные приложения ОС. Вирусы и борьба с ними. Архиваторы. Архивация данных |
Основы работы с ОС. Простейшие настройки ОС. Установка, настройка, работа со стандартными приложениями ОС. Установка и работа с антивирусными программами. Установка и работа с архиваторами WinZip, WinRar, Rar. |
16 |
4 |
12 |
|
3 |
Создание, разработка и оформление научно-исследовательских работ |
Понятие о научно-исследовательских работах, оформлении. Текстовые редакторы, процессоры, издательские системы. Интерфейс MS Word. Требования и правила оформления докладов, рефератов, курсовых работ, деловой переписки, электронных документов |
Настройка интерфейса MS Word. Установка панелей инструментов. Отработка приёмов набора, оформления: текста, таблиц, формул, графических объектов. Создание документов деловой переписки, документов электронной почты. Оформление реферата. Конкурс “Лучшее оформление реферата” |
18 |
6 |
12 |
|
4 |
Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследовательской работы |
Электронные таблицы (ЭТ) как один из инструментов научно-исследовательской работы. Краткая характеристика возможностей ЭТ. Терминология. Базовые операции: выделение перемещение, редактирование, копирование, автозаполнение. Ввод данных: текст, числа, формулы. Форматирование. |
Начало и завершение работы ЭТ, сохранение файлов. Обзор функций главного меню. Установка и обзор функций панелей: Стандартная, Форматирование. Работа со справкой. Организация ввода основных типов данных. Выполнение лабораторных и практических работ по вводу и форматированию данных. Отработка приёмов работы |
16 |
4 |
12 |
|
5 |
Графика в ЭТ |
Графика. Панель рисования в ЭТ. Графические примитивы. Диаграммы. Мастер диаграмм. Типы диаграмм. |
Установка панели Рисования. Знакомство с инструментами панели Рисования. Создание рисунка по заданному образцу. Вставка и обработка рисунка, созданного в графических редакторах, из коллекции Clipart. Работа с автофигурами. Создание блок-схем по образцу. Творческая работа на заданную тему “Морской пейзаж”. Построение диаграмм, гистограмм, графиков функций. Особенности их построения. Автоматизация построений. Редактирование диаграмм. |
18 |
4 |
14 |
|
6 |
Числовые функции |
Функции. Мастер функций. Стандартные математические функции, числовые. Арифметические операции в разных средах. Числовые функции: ЦЕЛОЕ, ОСТАТ, округления, округление с заданной точностью Целочисленная арифметика |
Решение задач на целочисленную арифметику, округление, округление с заданной точностью, стандартные математические функции |
12 |
4 |
8 |
|
7 |
Оптимизация |
Понятие оптимизации. Линейная оптимизация. Целочисленная оптимизация. Нелинейная оптимизация. Оптимизация. Зачётные задания |
Решение задач оптимизации. Поиск решения на основе примера “Модель сбыта”. Использование сценариев при решении оптимизационных задач. Примеры решения оптимизационных задач. Оптимальное распределение ресурсов Составление графика занятости |
14 |
4 |
10 |
|
8 |
Регрессия |
Метод наименьших квадратов, линейная регрессия. Экспоненциальная регрессия. Зачётные задания. |
Решение задач с использованием метода наименьших квадратов, экспоненциальной регрессии, из зачётного задания |
18 |
2 |
16 |
|
9 |
Финансовые вычисления |
Простые проценты. Сложные проценты. Постоянные ренты. Общий поток платежей. Модель цены. Акции. Волатильность. Цена опциона. Графики биржевых цен. Зачётные задания. |
Решение задач на: проценты школьных задач; простые и сложные проценты; ренты; моделирование цен; цену опциона; приобретение акций. Построение графиков биржевых цен. |
26 |
6 |
20 |
|
10 |
В экономисты б я пошёл – пусть меня научат |
Профессии, связанные с экономикой. Встреча со студентами Высших и средних специальных заведений, выпускниками нашего профиля. |
Семинар-диспут “Парад профессий”. Беседы о профессиях в течение всего года обучения |
4 |
4 |
0 |
|
11 |
Работа во время каникул |
Экскурсии. Возможные объекты: компьютерные центры, клубы, УПК, школы, музеи, выставки. Знакомство с новыми типами компьютеров и областями их применения. Беседы о применении компьютеров в повседневной деятельности. Знакомство с банком игровых и обучающих программ Воспитательные, познавательные мероприятия |
6 |
6 |
0 |
||
12 |
Подведение итогов |
Подведение итогов работы за год. Показ творческих работ |
2 |
2 |
0 |
||
Всего |
152 |
47 |
105 |