Урок литературного чтения по теме "Басня И.А. Крылова "Квартет"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Басня И.А. Крылова «Квартет».

Цели:

1) познакомить учащихся с басней «Квартет»;
2) закрепить понятия «басня», «крылатые выражения»;
3) расширить знания учащихся о И.А.Крылове как баснописце;
4) продолжить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся;
5) развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста путём соблюдения интонации, темпа, пауз, логического ударения;
6) формировать навыки самостоятельной и групповой работы.

Оборудование:

1) портрет И.А. Крылова;
2) выставка книг с баснями И.А. Крылова;
3) выставка рисунков к басням;
4) комплект учебников «В океане света» для 4-го класса (часть 1), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;
5) толковый словарь Ожегова;
6) комплект карточек с заданиями.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Интеллектуальная разминка

Работа с карточками

Задание. Соотнесите строчки из басен с названием.

«Да только воз и ныне там» Лебедь, щука и рак
«Сильнее кошки зверя нет» Чиж и голубь
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Ворона и лисица
«Не любит узнавать никто себя в сатире» Мартышка и очки
«А проку на волос нет в них» Зеркало и обезьяна
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Мышь и крыса

«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

Стрекоза и муравей

III. Проверка домашнего задания

1) Чтение басни «Слон и Моська» наизусть в парах.
2) Инсценирование басни (распределение ролей, атрибутов, масок).
3) Обобщение.

- Чему учит басня?

- Над чем смеётся автор?

- Что такое басня?

Басня - краткий рассказ, чаще всего стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль - мораль.

- Кто чаще всего бывает героями басни? (Героями басни чаще всего бывают животные, растения, птицы, рыбы, вещи.)

- Как называется приём, когда животные или предметы наделяются характером людей? (Это олицетворение.)

- Перечислите, из чего состоит басня? (Сюжет, мораль - нравоучение.)

IV. Расширение представлений о баснописце

- Какого древнегреческого поэта считают родоначальником басни? (Эзопа.)

- Что узнали об Эзопе?

- Как о басне говорил сам И.А. Крылов?

- Расскажите о И.А. Крылове по плану:

1. В какое время жил?
2. Современники И.А.Крылова.
3. И.А. Крылов - баснописец, .., ...

- Найдите и прочитайте, где о И.А. Крылове говорится как о журналисте и драматурге.

V. Целеустановка

- Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова как баснописца.

- Вот что сказал о И.А. Крылове А.С. Пушкин «…во всех отношениях самым народным нашим поэтом».

Проблемный вопрос

- Можно ли И.А. Крылова назвать истинно народным писателем?

- Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание на карточке.

Работа с карточками

Задание. Объясните, что обозначают данные крыловские изречения?

Крылатое выражение

Что обозначает крылатое выражение?

«А ларчик просто открывался»

 

«Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку»

 

«А Васька слушает, да ест»

 

«Слона-то я и не приметил»

 

Рассказ о И.А. Крылове

И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого именно в баснях звучала подлинно народная речь. Баснописец широко пользуется народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в общеупотребительные. Автор считал, что его основная задача писать для народа, а само обращение к басне объясняет её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети».

- Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то является ли автор данных выражений истинно народным писателем?

VI. Физминутка

VII. Знакомство с басней «Квартет»

Чтение подготовленным учеником наизусть.

VIII. Словарная работа

Работа с толковым словарём Ожегова.

- Что такое квартет?

Квартет:

1) Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.
2) Ансамбль из четырёх исполнителей такого произведения.

- Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. (Альт, бас, прима, втора.)

- Прочтите объяснение значений этих слов.

IX. Самостоятельное чтение с заданием

Задание. Объясните, какие человеческие пороки, то есть серьёзные недостатки, высмеивает баснописец?

X. Беседа

- Удался ли квартет?

- Какие у зверей были планы?

- Какую часть речи использует автор, чтобы передать игру?

- В чём звери видели причину того, что «музыка на лад нейдёт»?

- Смогли ли звери договориться?

- Почему соловей говорит им:

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

- Найдите в басне мораль.

- Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает неумение слушать друг друга, договариваться.)

Рассказ учителя

И.А. Крылов имел в виду Государственный совет, который состоял из четырёх департаментов, тот самый квартет. Создать-то его создали, но дела у него не пошли. И современники хорошо поняли намёк баснописца, разобрались, почему «квартет нейдёт на лад» и не может «пленять своим искусством свет». Потому, что один из музыкантов - осёл, другой - козёл, третий - проказница мартышка, то есть от неё вообще серьёзного дела нельзя ожидать, а четвёртый - грубый неуклюжий медведь. Звери спорят, пересаживаются с места на место и не могут понять, почему нет гармонии. По мнению автора, пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею станут заниматься люди невежественные и бесталанные.

- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

Вывод

- Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?

- Верно, эту басню вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учёба.

Работа с карточками

- Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.

Высказывание

Строчки из басни

Покорять игрой весь мир

«Пленять своим искусством свет»

Нет гармонии

«На лад нейдёт»

Усесться важно

«Уселись чинно вряд»

Спорить сильнее прежнего

«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»

Пришлось прилететь на шум

«Случилось Соловью на шум их прилететь»

Уделить некоторое время

«Возьми на час терпенье»

Иметь музыкальный слух

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»

XI. Работа с текстом после первичного чтения

- Прочитайте басню по ролям.

- Как надо читать место, где звери спорят? (Передать гордость, себялюбие.)

- Как надо читать место, где соловей рассуждает об их квартете? (Медленно, мудро.)

XII. Домашнее задание

1) Чтение басни по ролям (с. 130-131).
2) Нарисовать рисунки к басне.
3) Выучить наизусть по желанию.

XIII. Итог

- Что такое басня?

- Какие выражения считаются «крылатыми»?

- Что можно сказать о языке басни?

- За что И.А. Крылова называют народным писателем?