Тема урока: Басня И.А. Крылова «Квартет».
Цели:
1) познакомить учащихся с басней «Квартет»;
2) закрепить понятия «басня», «крылатые выражения»;
3) расширить знания учащихся о И.А.Крылове как баснописце;
4) продолжить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся;
5) развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста путём соблюдения интонации, темпа, пауз, логического ударения;
6) формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
Оборудование:
1) портрет И.А. Крылова;
2) выставка книг с баснями И.А. Крылова;
3) выставка рисунков к басням;
4) комплект учебников «В океане света» для 4-го класса (часть 1), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;
5) толковый словарь Ожегова;
6) комплект карточек с заданиями.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Интеллектуальная разминка
Работа с карточками
Задание. Соотнесите строчки из басен с названием. |
|
«Да только воз и ныне там» | Лебедь, щука и рак |
«Сильнее кошки зверя нет» | Чиж и голубь |
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» | Ворона и лисица |
«Не любит узнавать никто себя в сатире» | Мартышка и очки |
«А проку на волос нет в них» | Зеркало и обезьяна |
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» | Мышь и крыса |
«Ты всё пела? Это дело: |
Стрекоза и муравей |
III. Проверка домашнего задания
1) Чтение басни «Слон и Моська» наизусть в парах.
2) Инсценирование басни (распределение ролей, атрибутов, масок).
3) Обобщение.
- Чему учит басня?
- Над чем смеётся автор?
- Что такое басня?
Басня - краткий рассказ, чаще всего стихотворный, всегда нравоучительного характера. В начале или в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль - мораль.
- Кто чаще всего бывает героями басни? (Героями басни чаще всего бывают животные, растения, птицы, рыбы, вещи.)
- Как называется приём, когда животные или предметы наделяются характером людей? (Это олицетворение.)
- Перечислите, из чего состоит басня? (Сюжет, мораль - нравоучение.)
IV. Расширение представлений о баснописце
- Какого древнегреческого поэта считают родоначальником басни? (Эзопа.)
- Что узнали об Эзопе?
- Как о басне говорил сам И.А. Крылов?
- Расскажите о И.А. Крылове по плану:
1. В какое время жил?
2. Современники И.А.Крылова.
3. И.А. Крылов - баснописец, .., ...
- Найдите и прочитайте, где о И.А. Крылове говорится как о журналисте и драматурге.
V. Целеустановка
- Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова как баснописца.
- Вот что сказал о И.А. Крылове А.С. Пушкин «…во всех отношениях самым народным нашим поэтом».
Проблемный вопрос
- Можно ли И.А. Крылова назвать истинно народным писателем?
- Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание на карточке.
Работа с карточками
Задание. Объясните, что обозначают данные крыловские изречения?
Крылатое выражение |
Что обозначает крылатое выражение? |
«А ларчик просто открывался» |
|
«Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку» |
|
«А Васька слушает, да ест» |
|
«Слона-то я и не приметил» |
|
Рассказ о И.А. Крылове
И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого именно в баснях звучала подлинно народная речь. Баснописец широко пользуется народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в общеупотребительные. Автор считал, что его основная задача писать для народа, а само обращение к басне объясняет её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети».
- Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то является ли автор данных выражений истинно народным писателем?
VI. Физминутка
VII. Знакомство с басней «Квартет»
Чтение подготовленным учеником наизусть.
VIII. Словарная работа
Работа с толковым словарём Ожегова.
- Что такое квартет?
Квартет:
1) Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.
2) Ансамбль из четырёх исполнителей такого произведения.
- Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. (Альт, бас, прима, втора.)
- Прочтите объяснение значений этих слов.
IX. Самостоятельное чтение с заданием
Задание. Объясните, какие человеческие пороки, то есть серьёзные недостатки, высмеивает баснописец?
X. Беседа
- Удался ли квартет?
- Какие у зверей были планы?
- Какую часть речи использует автор, чтобы передать игру?
- В чём звери видели причину того, что «музыка на лад нейдёт»?
- Смогли ли звери договориться?
- Почему соловей говорит им:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
- Найдите в басне мораль.
- Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает неумение слушать друг друга, договариваться.)
Рассказ учителя
И.А. Крылов имел в виду Государственный совет, который состоял из четырёх департаментов, тот самый квартет. Создать-то его создали, но дела у него не пошли. И современники хорошо поняли намёк баснописца, разобрались, почему «квартет нейдёт на лад» и не может «пленять своим искусством свет». Потому, что один из музыкантов - осёл, другой - козёл, третий - проказница мартышка, то есть от неё вообще серьёзного дела нельзя ожидать, а четвёртый - грубый неуклюжий медведь. Звери спорят, пересаживаются с места на место и не могут понять, почему нет гармонии. По мнению автора, пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею станут заниматься люди невежественные и бесталанные.
- Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Вывод
- Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?
- Верно, эту басню вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учёба.
Работа с карточками
- Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.
Высказывание |
Строчки из басни |
Покорять игрой весь мир |
«Пленять своим искусством свет» |
Нет гармонии |
«На лад нейдёт» |
Усесться важно |
«Уселись чинно вряд» |
Спорить сильнее прежнего |
«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры» |
Пришлось прилететь на шум |
«Случилось Соловью на шум их прилететь» |
Уделить некоторое время |
«Возьми на час терпенье» |
Иметь музыкальный слух |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» |
XI. Работа с текстом после первичного чтения
- Прочитайте басню по ролям.
- Как надо читать место, где звери спорят? (Передать гордость, себялюбие.)
- Как надо читать место, где соловей рассуждает об их квартете? (Медленно, мудро.)
XII. Домашнее задание
1) Чтение басни по ролям (с. 130-131).
2) Нарисовать рисунки к басне.
3) Выучить наизусть по желанию.
XIII. Итог
- Что такое басня?
- Какие выражения считаются «крылатыми»?
- Что можно сказать о языке басни?
- За что И.А. Крылова называют народным писателем?