Пояснительная записка.
Образовательная программа «Азбука здоровья» имеет социально-педагогическую направленность и общекультурный уровень освоения.
Изменение экологической, экономической ситуации в стране за последние годы привело к ухудшению состояния здоровья детей. По данным РАМН лишь 36,5% детей рождаются сейчас здоровыми. У большинства детей, поступающих в школу, нарушены функции:
- центральной нервной системы;
- опорно-двигательного аппарата;
- органов дыхания и кровообращения;
- обмена веществ и др.
Многолетние исследования состояния здоровья школьников, к сожалению, позволяют сделать вывод о том, что положительной динамики в состоянии их здоровья не наблюдается. Девяносто пять процентов школьников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти нарушения будут мешать полноценной учебе ребенка.
Современные научные исследования, в том числе материалы ВОЗ, убедительно показывают большую роль самого человека, его образа жизни в формировании и поддержании уровня индивидуального здоровья.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.
Актуальность программы. Ценностные ориентиры современного общества смещены в сторону материальных ценностей. Поэтому особенно важно остановиться именно на ценностном отношении ребенка к самому себе, к своему здоровью в частности.
Педагогическая целесообразность программы ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.
Цель и задачи программы.
Цель: Создание условий для физического, социального и психологического оздоровления детей, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний, расширение представления детей о здоровье.
Программа предполагает решение задач образовательного, развивающего, воспитательного и оздоровительного направления.
Обучающие задачи:
- формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни;
- формирование умений и навыков сознательно, вариативно, творчески использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя свой жизненный опыт;
- освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков сотрудничества;
Развивающие задачи:
- создание эффективного развивающего, оздоровительного и воспитательного пространства через формирование модели игровой деятельности;
- предоставление возможности каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;
- развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по организации здорового образа жизни;
Воспитательные задачи:
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание культуры здоровья, потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.
- воспитание ответственности за свое здоровье;
Оздоровительные задачи:
- улучшение показателей физического развития;
- снижение пропусков занятий по заболеваемости;
- улучшение общего самочувствия.
Возраст занимающихся: 7-11 лет.
Срок реализации программы: один учебный год.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью – два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники будут знать:
- Правила здорового образа жизни.
- Основные понятия об органах человека.
- Способы укрепления своего здоровья.
Воспитанники будут уметь:
- Применять комплексы упражнений для повышения уровня физического развития;
- Формировать морально-волевые качества.
- Снимать утомляемость, гипервозбудимость;
- Развивать психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение.
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль.
- итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).
- анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
- праздники Здоровья.
Учебно-тематический план.
п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой. | 2 | 2 | - |
2. | Культура здоровья. Навыки ЗОЖ. | 20 | 8 | 12 |
3. | Я и мой организм. | 30 | 10 | 20 |
4. | Мои чувства и настроение. | 20 | 8 | 12 |
5. | Пирамида здоровья. | 30 | 10 | 20 |
6. | Школа движений. | 38 | 8 | 30 |
7. | Итоговое занятие. | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 144 | 48 | 96 |
Содержание программы
Тема 1: «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете и зале. Беседа «О профилактике простудных заболеваний».
Практика: Игра: «Мое имя», подвижные игры.
Тема 2: «Культура здоровья. Навыки ЗОЖ» (20 часов).
Теория: Беседы: «Здоровье – всему голова!», «Что такое здоровье?», «Здоровый образ жизни», «Ценности ЗОЖ», «Забота о свое здоровье и здоровье окружающих», «Ответственность за свое здоровье», «Влияние физических упражнения на здоровье», «Мода и здоровье», «Вредные привычки», «Правила гигиены», «Режим дня», «Утренняя гигиеническая зарядка», «Польза занятий физкультурой и спортом для здоровья», «Правила закаливания. Обтирание и обливание», «Режим работы и отдыха», «Польза прогулок», «Здоровый сон – лучшее лекарство», «Правильное питание».
Практика: Подвижные игры. Упражнения для УГГ. Составление режима дня. Игра «Да-нет».
Тема 3: «Я и мой организм» (30 часов).
Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Мышцы, кости, суставы». «Скелет – наша опора», «Осанка – ровная спина». «Глаза – зеркало здоровья. Забота о глазах», «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Слух. Уход за ушами», «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце – главный орган нашего организма», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена», «Уход за руками и ногами», «Стопы. Профилактика плоскостопия».
Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Физкультминутки. Оздоровительные минутки: само - массаж ушной раковины, самомассаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения: «Держи осанку», «Гора», «Добрые слова», «Геометрические фигуры», «Радуга», «Математическая зарядка», «Веселая арифметика». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Котел», «Великаны, карлики». Игры малой подвижности: «Внимательные глазки», «Жмурки», «Запрещенное движение» и др. Индивидуальная работа.
Тема 4: «Мои чувства и настроение» (20 часов).
Теория: Беседы: «Мое настроение. Какое бывает настроение. От чего зависит настроение», «Настроение в школе. Настроение дома», «Юмор и смех», «Мой внутренний мир. Чувства, желания, ощущения, переживания», «Страна понимания». «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями», «Как мы улыбаемся? (сдержанно, хитро, искренне)».
Практика: Описываем и рисуем свои чувства. Упражнение «Слушаем себя». «Школа улыбок». Упражнение «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания – цветик сем - цветик (конкурс на самое лучшее желание)». «Подарок на всех (рисунок для группы)». Само - регуляция. Формирование навыка само - регуляции. Упражнения на релаксацию. Викторина: «Угадай чувство». Игры малой и средней подвижности. Индивидуальная работа.
Тема 5: «Пирамида здоровья» (30 часов).
Теория: Сказки для здоровья.
Практика: Обсуждение сказок. Рисунки. «Покажи героев сказки». «Кто я? На кого я похож?». Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само - регуляции. Релаксационные упражнения. Праздник Здоровья.
Тема 6: «Школа движения» (38 часов).
Теория: «Жизнь требует движения. Что такое гиподинамия?», «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». «Пластика движений», «Красивая походка». Фитбол-гимнастика.
Практика: Тесты. Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Комплексы упражнений для красивой осанки. Комплексы упражнений УГГ. Упражнения для развития гибкости, ловкости, силы, выносливости. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, эспандером. Комплексы упражнений на больших мячах. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Ритмическая гимнастика. Комплексы упражнений для красивой походки. Элементы спортивных игр (теннис, бадминтон). Подвижные игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты. Индивидуальная работа.
Тема 7: «Итоговое занятие» (4 часа).
Теория: Подведение итогов работы объединения за год. Анализ обучения. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.
Практика: Праздник Здоровья.
Методическое обеспечение программы:
- Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития учащихся данного возраста.
- Дидактический материал: литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии), аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
Техническое оснащение занятий:
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием.
Для занятий необходимо оборудование: спортивное оборудование и инвентарь, парты, стулья, магнитофон.
Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000.
- Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
- Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
- Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
- Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
- Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994.
- Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989.
- Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.
- Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М., 1998.
- Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы:
- Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000.
- Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.