Использование речевых ситуаций в работе по развитию речи на уроках русского языка (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Всем хорошо известна та роль, которую играет речь как средство общения. Умение говорить, а также писать ясно, последовательно, убедительно и правильно – не только показатель культуры, но и одно из условий активного участия человека в общественной жизни страны. Действительно, есть ли что-нибудь важнее хорошо развитой речи? Без нее не может быть настоящих успехов в учении, нет настоящего общения между людьми. Вот почему так важно заниматься развитие речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно. Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, в практике работы школ данную проблему нельзя считать полностью решённой.

Речевая среда, которая окружает ребенка, не всегда удовлетворяет школу, а обучение речи пока имеет определенные недостатки. Как отмечает Н.И.Жинкин, основная трудность развития речи в школе состоит в том, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи». Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации». (Жинкин Н.И Коммуникативные системы человека и развитие речи в школе. – В кн: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому в IV – VIII классах. М.,1996, с.105).

Задача учителя в том и состоит, чтобы превратить «искусственное говорение» в естественное высказывание, направленное на достижение реальной цели. Как пишет В.И.Капинос, «чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней» (Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности. – Русский язык в школе, 1978, №4, с.64).

Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся на уроке. В педагогической литературе говорится, что среди речевых ситуаций, складывающихся на уроке, может быть выделено 2 вида: естественные и искусственные или специально – создаваемые учебно-речевые ситуации.

Естественными учебными речевыми ситуациями на уроках русского языка можно считать ответы учащихся на вопросы по грамматико – орфографическому материалу, упражнения, связанные с обнаружением и исправлением ошибок, доказательства, объяснения, формулировки орфографических правил и т.д.

Примерами искусственных или специально создаваемых речевых ситуаций могут быть такие: озвучивание картинок, то есть произнесение монологов за героев, изображенных на картинке, воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких, когда материалом для рассказа служит содержание картинки.

Приведу пример создания на уроке русского языка речевой ситуации при изучении темы «Предложение». Детям предлагается такое задание:

- У вас набор сюжетных картинок по теме: «Как дети отдыхали летом». Представьте себе, что это не картинки, а ваши фотографии. Вы показываете фотографии кому-то из своих друзей и рассказывает о том, как отдыхали летом, а вашему другу (подруге) очень интересно. Он спрашивает вас, интересуется. Вот что получилось. Говорит один ученик:

- Я, мой младший брат и мама поехали на дачу. Вот это мы около дома стоим. Летом было очень жарко, и мы часто купались. На этой фотографии плавает на матраце мой младший братик.

- А в лес вы ходили? (Вопрос задает друг).

- Ходили. Грибов было очень много. Вот на этой фотографии я стою с белым грибом.

- А маме вы помогали?

- Да. Смотри, я вырываю сорняки, а мой братик поливает цветы из маленькой лейки. Цветы у нас были самые красивые. Вечером мы читали книги и играли в настольные игры. Нам с братом очень понравилось отдыхать в деревне!

После беседы дети записывают в тетради 3 – 4 наиболее удачных предложения с разными знаками препинания.

При изучении заглавной буквы в словах можно предложить детям такую речевую ситуацию:

- Представьте себе, что вы экскурсоводы. Вы рассказываете туристам о Москве. Какие достопримечательности вы им покажете, о каких интересных местах в Москве расскажете? В рассказе употребите слова, которые пишутся с большой буквы.

Вот пример еще одного задания:

- Девятого мая наша страна отмечает великий праздник – День Победы. Представьте себе, что вы приехали на праздник из далекого сибирского города. Вам очень понравилось на празднике, осталось множество ярких впечатлений. Вы вернулись домой и рассказываете родным и друзьям, каким же был праздник в столице, как была украшена Красная площадь. Помните: ваша задача поделиться с близкими теми впечатлениями, которыми вы наполнены.

В учебниках русского языка (2 и 3 класс) есть ряд заданий, связанных с составлением задач по картинкам на основе данных вопросов. Ребенок должен прочитать вопросы и ответить на них. Я попробовала выполнить это упражнение с использованием речевой ситуации. После того, как дети рассмотрели картинки, я обратилась к ним с вопросом:

- Представьте себе, что после уроков мы отправились на экскурсию на автомобильный завод. Кто работает в цехах? Что делают рабочие? Что помогает людям выполнять работу быстро и чётко? Давайте выйдем на улицу, во двор завода. Что мы видим во дворе? Что произойдет с машинами потом? Какое у вас впечатление после посещения автомобильного завода?Учитель выслушивает несколько рассказов учеников. При проведении такой работы нужно обязательно добиваться, чтобы ребёнок передавал свое отношение к происходящему. А для этого необходимо вызвать у него интерес, желание поделиться своими мыслями, причем не только рассказывать самому, но и слушать рассказ своего товарища. Кроме того, важно создать в классе доброжелательную атмосферу, атмосферу заинтересованности, внимания и уважения.

Для того, чтобы выяснить, влияет ли прием создания речевых ситуаций на качество детских сочинений, на отношение детей к работе, я провела сочинение по одной и той же теме в двух третьих классах: в своем и параллельном. Передо мной стояла задача – создать в одном классе речевую ситуацию при написании сочинения, а в другом классе построить работу над сочинением без использования этого приёма и полученные результаты сравнить. Работу над сочинение в своем классе я построила так. В начале урока я сообщила детям тему сочинения:

- Ребята, через год вы уйдете из начальной школы и у вас будут другие учителя. А я так привыкла к вам и полюбила вас, что буду грустить. И чтобы я не очень скучала, напишите мне письма. В письме опишите ваш самый дорогой и памятный день или случай, который вы надолго запомнили. Когда мне будет грустно, я открою ваши письма и прочитаю их. Мне очень интересно знать, о чем вы напишете в них.

После такого вступления дети сразу забросали меня вопросами:

- Можно я вам большое письмо напишу?

- А можно не один день описать, а несколько? Я убедилась: ребята почувствовали, что их «письма» мне нужны, они загорелись желанием писать, мне было трудно остановить их и заставить немного подождать.

В процессе непосредственной подготовки к написанию сочинения мы уточнили тему (о чем же будем писать). Говоря о содержании нашего сочинения, вспомнили, зачем мы пишем «письмо» (чтобы сделать приятное учительнице). Еще раз подчеркнули, что писать нужно так, чтобы передать свое отношение к тому, о чем пишешь. Я напомнила детям, что материал нужно излагать последовательно. Подготовка языкового оформления проходила одновременно с подготовкой содержания. Орфографическая подготовка происходила по ходу работы. Создание сочинения завершилось самопроверкой.

В параллельном классе я тоже провела сочинение по данной теме, но уже без создания речевой ситуации.

В начальной урока я сообщила детям, что они будут писать сочинение по теме: «День (случай), запомнившийся мне надолго». Далее работа проводилась так же, как и в моём классе.

Что же я обнаружила? Вот мои наблюдения. Когда я сообщила тему, то особой радости это сообщение у детей не вызвало. Ребята постоянно задавали вопросы:

- «О чем писать?» или «Что нужно написать?». Некоторые ребята долго не могли приступить к работе. Написали, правда, быстро – за 15 – 20 минут. Не было особого подъема, творческого настроя перед работой. Желание писать было не у всех. Писали многие без интереса, а потому у большинства ребят получилось не художественное рассказывание, а описание делового стиля, связанное с перечислением конкретных фактов. В связи с тем, наверное, что не было особой заинтересованности перед началом работы, ребята не утруждали себя воспоминаниями. Некоторые ученики описали даже обычный рабочий день.

Если сопоставить работы двух классов, то в них можно увидеть следующие различия.

У детей моего класса было огромное желание писать, делиться своими мыслями, так как они чувствовали заинтересованность учителя в их работе. Их речевая деятельность поддерживалась и направлялась определенным мотивом. Их сочинения по объему были больше, по содержанию интереснее, чем сочинения параллельного класса. Почти все ученики моего класса рассказывали об одном дне (случае), писали последовательно, а ученики параллельного класса писали о разном понемногу.

Главная цель, ради которой проводилась вся работа, была достигнута: большинство ребят моего класса писали так, что я почувствовала и увидела то, что чувствовали и видели мои ученики. Они передавали в сочинении свои мысли, чувства. Для себя я сделала вывод, что создание речевой ситуации, близкой учащимся, вызывающей у них живой эмоциональный отклик, помогло детям почувствовать смысл своей работы, потребность в ней. Я убедилась, что именно такая организация работы над сочинением способствует наибольшему обогащению речи ребенка, помогает ему учиться думать, рассуждать, накапливать речевой опыт.