Разработка урока по технологии "Пенопласт и поролон"

Разделы: Начальная школа


Тема: Пенопласт и поролон: их свойства.

Цели:

1. Провести исследование с целью выявления свойств поролона и пенопласта.
2. Развивать у учащихся способность самостоятельно добывать знания.
3. Воспитывать любознательность.

Оборудование: ёмкость с водой, ёмкость с мыльной водой, трубочка, зубочистка, ножницы, клей ПВА, кисточка, кусочки пенопласта и поролона в мешочке («чудесный мешочек»), карточка со статьей о пенопласте и поролоне, карточки – знаки методов исследования, спички, ёмкость для сжигания, салфетки.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Подготовка к исследованию

- Сегодня мы с вами будем работать в лаборатории в роли исследователей. А чем занимаются исследователи? (Ответы детей.)

- Что же мы будем изучать? Что же будет предметом нашего исследования?

Все вы в детском саду играли в игру «Чудесный мешочек». У вас на столах лежат чудесные мешочки. Запустите в них руку и на ощупь определите, что там. (Ответы детей.)

- Итак, предметом нашего исследования будут пенопласт и поролон.

На доске:

Предмет – пенопласт и поролон.

- С сегодняшнего дня мы начинаем новый раздел «Работа с пенопластом и поролоном» мы будем делать различные поделки из этих материалов. А что же нам нужно знать о пенопласте и поролоне, чтобы делать поделки? (Ответы детей.)

- Итак, задача нашего исследования – получить как можно больше сведений о пенопласте и поролоне.

На доске:

Задачи – получить как можно больше сведений о пенопласте и поролоне.

- А как вы думаете пенопласт и поролон могут быть родственниками? (Ответы детей.)

- Итак, наше предположение (гипотеза), что пенопласт и поролон не являются родственниками.

На доске:

Гипотеза – пенопласт и поролон не являются родственниками.

- Как вы думаете, что нужно сделать,  чтобы получить как можно больше сведений о пенопласте и поролоне и доказать, что они не являются родственниками. (Ответы детей. Учитель выставляет значки методов исследования. Если дети назовут не все методы, то учитель добавляет.)

- А ещё можно…

- Вы назвали так много методов исследования. Давайте определимся, какие методы мы можем применить сейчас.

На доске:

Методы – понаблюдаем, проведем эксперимент, подумаем самостоятельно, посмотрим в книге, спросим у другого человека.

II. Исследование

1. Проведение опытов

- Наша лаборатория начинает исследование. Возьмите в руки кусочки пенопласта и поролона. Вспомните, когда вы их ощупывали в мешочке, что вы о них узнали? (Ответы детей.)

На доске:

Пенопласт

Поролон

Твёрдый, почти не сжимается, пружинит

Мягкий, легко сжимается и принимает прежнюю форму

- Возьмите маленькие кусочки пенопласта и поролона и склейте их. Результат посмотрим позже.

- Возьмите большой кусочек пенопласта и попробуйте воткнуть в них зубочистку. Покачайте её. Что наблюдаете?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Плотный

Рыхлый

- Попробуйте отломить кусочек от пенопласта. А теперь проделайте то же с поролоном. Какой вывод сделали?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Ломается, крошится

Не ломается

- А теперь попробуйте от каждого материала оторвать кусочек. Что скажете?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Не рвётся

Рвётся

- А сейчас попробуйте отрезать кусочек? Получается?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Не режется, остаются вмятины

Хорошо режется

- Давайте проверим плавучесть. Погрузите в воду кусочки пенопласта и поролона. Что наблюдаете?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Не намокает, плавает

Намокает и тонет

- Теперь давайте проверим,  как склеились кусочки. Попробуйте, прочно ли склеились?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Склеивается прочно

Склеивается непрочно

- Посмотрим в нашу таблицу. Есть ли общие свойства у пенопласта и поролона? После наших опытов вы по-прежнему уверены, что не являются родственниками? (Ответы детей.)

- Сейчас я вам продемонстрирую ещё одно свойство этих материалов. (Учитель сжигает кусочек поролона и пенопласта.)

- Какой вывод можно сделать?

На доске:

Пенопласт

Поролон

Горит

- А теперь как вы думаете, пенопласт и поролон являются родственниками? (Ответы детей.)

- Как вы считаете, мы смогли доказать или опровергнуть нашу гипотезу?

- Что же нам делать дальше? Какие методы будем использовать?

2. Работа с книгой

- Конечно же, мы обратимся к книге. Но т. к. энциклопедий на всех не хватит, я вам сделала копии статей о пенопласте и поролоне. У I варианта – о поролоне, у II варианта – о пенопласте. Будем работать в парах. Ваша задача сначала прочитать свою статью, а потом рассказать друг другу, что нового узнали о пенопласте и поролоне, а затем ещё раз совместно перечитать статью и подчеркнуть доказательства или опровержения нашей гипотезы. (Работа детей.)

I вариант

Поролон получают из пластмассы. В жидкую горячую пластмассу добавляют газ, масса вспенивается, и образуются круглые гранулы. Газ эти гранулы продувает насквозь. Масса застывает и приобретает пористую структуру, получается поролон. Поролон часто используют в качестве утеплителя, так как он устойчив к морозам (морозоустойчив) и хорошо сохраняет тепло. Не проводит электричество.

II вариант

Пенопласт получают из пластмассы. В жидкую горячую пластмассу добавляют газ, масса вспенивается, и образуются круглые гранулы. Масса застывает и получается пенопласт. Пенопласт часто используют в качестве утеплителя, так как он устойчив к морозам (морозоустойчив) и хорошо сохраняет тепло. Не проводит электричество.

- Итак, приведите доказательства или опровержения нашей гипотезы.

На доске:

Пенопласт

Поролон

Сделаны из жидкой пластмассы путем добавления газов

- Давайте попробуем смоделировать производство пенопласта. Представьте, что мыльная вода – это жидкая пластмасса. Через трубочку мы будем добавлять углекислый газ. Мы видим, что мыльная вода вспенилась, образуя пузырьки воздуха. Так происходит и с жидкой пластмассой: она вспенивается, образует гранулы, которые не лопаются и застывает. А у поролона эти гранулы лопаются (т.к. добавляют другой газ), а потом застывают, поэтому поролон пористый.

Если вы разломите гранулу пенопласта, то увидите, что она внутри по структуре похожа на поролон, т.е. пористая.

- Какие ещё доказательства или опровержения гипотезы вы нашли в статье? (Ответы детей.)

На доске:

Пенопласт

Поролон

Морозостойкий
Сохраняет тепло

III. Подведение итогов исследования

- Итак, наше исследование подошло к концу. Вернёмся к задаче (один ученик читает). Мы решили поставленную задачу? (Ответы детей.)

- Вернёмся к гипотезе (один ученик читает). Мы её доказали или опровергли? (Ответы детей.)

- И сделали вывод о том, что... (пенопласт и поролон не являются родственниками). (Ответы детей.)

- Существует много родственных материалов, которые тоже изготавливают из пластмассы.

На доске:

- Вы можете предположить, что это за материалы?

- А как вы можете об этом узнать?

- Наше исследование не закончилось, завершился лишь I этап, а II этап вы будете проводить самостоятельно. Вашим домашним заданием будет – добыть информацию о материалах, которые делают из пластмассы, используя любой метод исследования.