Цели:
Образовательные:
- Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.
- Выяснение сущности процесса электризации тел.
- Определение знака заряда наэлектризованного тела.
Развивающие:
- Развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
- Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
- Развитие навыков работы с приборами.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать в коллективе и группе.
- Воспитание любознательности.
- Воспитание творческих способностей.
Оборудование: Электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, полиэтилен, листочки бумаги, конфетти, перышки, компьютер.
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Поэтапный контроль.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Ход урока
На доске записи:
Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов».
“Отыщи всему начало и ты многое поймешь.”
(Кузьма Прутков.)Учитель появляется перед учащимися в костюме ведьмы – профессора Мак-Гонагалл, в черной шляпе и очках.
Учитель: Ребята, а вы читали книги про Гарри Поттера. Сегодня мы с вами побываем на одном из уроков физики в школе, в которой учился Гарри Поттер. В этой школе 4 факультета. Поэтому:
на первый ряд поставим табличку “Гриффиндор” это будет 1 факультет
на второй ряд – “Пуффендуй” - 2 факультет
на третий ряд – “Слизерин” - 3 факультет
а четвертым факультом будут наши гости.Учитель: В руках 5 шариков. Провидя по ним волшебной палочкой, учитель отпускает нити и шарики поднимаются к потолку.
Правила поведения
Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.
Откройте пожалуйста свои тетради и запишите тему урока: “Электризация тел. Два рода зарядов”. На полях число 2 декабря 2008 года.Учитель: Давайте попробуем сформулировать с вами задачи сегодняшнего урока. Чему бы вы хотели научиться в школе волшебников в Харвортсе?
1. Научиться работать с приборами.
2. Изучить электризацию тел.
3. Познакомиться с двумя видами зарядов. ЗадачиУчитель: Так как мы будем в школе волшебников, то должны придерживаться некоторых норм поведения на уроке. (Откидывает накидку мантии, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит заклинание: “Виргандиум Левиоса!”)
1 слайд. Историческая справка
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.
Учитель (показывает кусок янтаря): Пусть этот солнечный камень станет символом этого урока.
2 слайд.
Уильям Гильберт (1600 г.) – врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.
Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от греческого слова “электро”, что означает янтарь).
Учитель: (На столах лежат индивидуальные задания.) Так как вы еще не волшебники работать будете в группах, чтобы смогли подстраховать друг друга.
3 слайд.
Задание первое: Волшебная палочка.
Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).
Натрите её шерстью, волосом или бумагой.
Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти.
Запишите, как они взаимодействуют.
Заклинание | 1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд | Разоблачение |
Ручка | Карандаш | Линейка | ||
“Перышко, лети” | ||||
“Конфетти, лети” |
Учащиеся дают отчет о полученных результатах.
5 слайд. Отто фон Герике (1602–1686 гг. Германия)
Построил первую электростатическую машину, основанную на трении.
Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.6 слайд. Задание второе: прическа для Почти-Безголового-Ника.
1. Возьмите голову.
2. Оденьте на нее волосы из листков тонкой бумаги.
3. Потрите свою волшебную палочку и поднесите к голове Ника.Учитель: Как вы думаете, почему изменилась прическа у Ника?
Зарисуем
7 Слайд
Шарль Дюфэ в1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал “стеклянным” электричеством, другой – “смоляным”. Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.
А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.
1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.Учитель: Во времена Франклина существовал натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порою трудно отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.
8 слайд. Закрепление
9 слайд. Способы
10 слайд. Задание третье. Полиэтилен и бумага.Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.
Сильно прижмите полоски рукой.
Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Сделайте вывод:Полоски__________________
Тела можно наэлектризовать _________________(трением)
В электризации участвуют всегда_______(два)___тела
Электризуются после разделения______(оба)_______тела.Учитель:
Вы сделали очень важный вывод:
Один из видов электризации – это трение тел.
При этом участвуют всегда два тела.
Электризуются оба тела.11 слайд. Задание 4
12 слайд. Подведение итогов
13 слайд. Ответьте на вопросы
14 слайд. Сделайте выводы
15 слайд. Выводы
16 слайд. Задание “Гриффиндор”
17 слайд. Задание “Пуффендуй”
18 слайд. Задание “Слизерин”Учитель: Каждая группа представляет свое задание. А вы ребята попробуйте учитывая их исследования заполнить таблицу.
Заполните таблицу
19 слайд. Стрелка, повертись
20 слайд. Ответьте на вопросыУчитель: Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание.
Электрический танец
Подведение итогов урока
21 слайд.
Учитель: Я, думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас бесследно. Вы хорошо работали. Многому научились. Поэтому сейчас лучшие из вас получат дипломы школы волшебников. Я прошу вас оценить себя по 5-бальной шкале. Эту оценку поставьте, пожалуйста, в кружок желтого цвета, который находится у вас на столе и поднимите его. С обратной стороны подпишите фамилию и имя и сдайте мне в конце урока.
22 слайд. Диплом
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5