Открытый урок по физике по теме "Электризация тел. Два рода зарядов" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели:

Образовательные:

  • Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.
  • Выяснение сущности процесса электризации тел.
  • Определение знака заряда наэлектризованного тела.

Развивающие:

  • Развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.
  • Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
  • Развитие навыков работы с приборами.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе и группе.
  • Воспитание любознательности.
  • Воспитание творческих способностей.

Оборудование: Электроскоп, электрометры, гильза из фольги на подставке, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, полиэтилен, листочки бумаги, конфетти, перышки, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Поэтапный контроль.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов. Выставление оценок.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

На доске записи:

Тема урока: «Электризация тел. Два рода зарядов».

“Отыщи всему начало и ты многое поймешь.”
(Кузьма Прутков.)

Учитель появляется перед учащимися в костюме ведьмы – профессора Мак-Гонагалл, в черной шляпе и очках.

Учитель: Ребята, а вы читали книги про Гарри Поттера. Сегодня мы с вами побываем на одном из уроков физики в школе, в которой учился Гарри Поттер. В этой школе 4 факультета. Поэтому:

на первый ряд поставим табличку “Гриффиндор” это будет 1 факультет
на второй ряд – “Пуффендуй” - 2 факультет
на третий ряд – “Слизерин” - 3 факультет
а четвертым факультом будут наши гости.

Учитель: В руках 5 шариков. Провидя по ним волшебной палочкой, учитель отпускает нити и шарики поднимаются к потолку.

Правила поведения

Оказывается, все мы немного волшебники и тоже можем колдовать.
Откройте пожалуйста свои тетради и запишите тему урока: “Электризация тел. Два рода зарядов”. На полях число 2 декабря 2008 года.

Учитель: Давайте попробуем сформулировать с вами задачи сегодняшнего урока. Чему бы вы хотели научиться в школе волшебников в Харвортсе?

1. Научиться работать с приборами.
2. Изучить электризацию тел.
3. Познакомиться с двумя видами зарядов. Задачи

Учитель: Так как мы будем в школе волшебников, то должны придерживаться некоторых норм поведения на уроке. (Откидывает накидку мантии, взмахивает своей волшебной палочкой и произносит заклинание: “Виргандиум Левиоса!”)

1 слайд. Историческая справка

Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до нашей эры, открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.

Учитель (показывает кусок янтаря): Пусть этот солнечный камень станет символом этого урока.

2 слайд.

Уильям Гильберт (1600 г.) – врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.

Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин “Электричество” (от греческого слова “электро”, что означает янтарь).

Учитель: (На столах лежат индивидуальные задания.) Так как вы еще не волшебники работать будете в группах, чтобы смогли подстраховать друг друга.

3 слайд.

Задание первое: Волшебная палочка.

Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).

Натрите её шерстью, волосом или бумагой.

Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти.

Запишите, как они взаимодействуют.

Заклинание 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд Разоблачение
Ручка Карандаш Линейка
“Перышко, лети”        
“Конфетти, лети”        

Учащиеся дают отчет о полученных результатах.

5 слайд. Отто фон Герике (1602–1686 гг. Германия)

Построил первую электростатическую машину, основанную на трении.
Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.

6 слайд. Задание второе: прическа для Почти-Безголового-Ника.

1. Возьмите голову.
2. Оденьте на нее волосы из листков тонкой бумаги.
3. Потрите свою волшебную палочку и поднесите к голове Ника.

Учитель: Как вы думаете, почему изменилась прическа у Ника?

Зарисуем

7 Слайд

Шарль Дюфэ в1730 году установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один род он назвал “стеклянным” электричеством, другой – “смоляным”. Особенность этих двух родов электричества: отталкивать однородное с ним и притягивать противоположное.

А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.

1. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,
2. Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.

Учитель: Во времена Франклина существовал натуральный шелк и натуральный мех. Сегодня порою трудно отличить натуральный шелк и мех от искусственного. Даже разные сорта бумаги электризуют эбонит по-разному. Эбонит приобретает отрицательный заряд от соприкосновения с шерстью (мехом) и капроном, но положительный от соприкосновения с полиэтиленом.

8 слайд. Закрепление
9 слайд. Способы
10 слайд. Задание третье. Полиэтилен и бумага.

Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.
Сильно прижмите полоски рукой.
Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.
Сделайте вывод:

Полоски__________________
Тела можно наэлектризовать _________________(трением)
В электризации участвуют всегда_______(два)___тела
Электризуются после разделения______(оба)_______тела.

Учитель:

Вы сделали очень важный вывод:
Один из видов электризации – это трение тел.
При этом участвуют всегда два тела.
Электризуются оба тела.

11 слайд. Задание 4
12 слайд. Подведение итогов
13 слайд. Ответьте на вопросы
14 слайд. Сделайте выводы
15 слайд. Выводы
16 слайд. Задание “Гриффиндор”
17 слайд. Задание “Пуффендуй”
18 слайд. Задание “Слизерин”

Учитель: Каждая группа представляет свое задание. А вы ребята попробуйте учитывая их исследования заполнить таблицу.

Заполните таблицу

19 слайд. Стрелка, повертись
20 слайд. Ответьте на вопросы

Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание.

Электрический танец

Подведение итогов урока

21 слайд.

Учитель: Я, думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас бесследно. Вы хорошо работали. Многому научились. Поэтому сейчас лучшие из вас получат дипломы школы волшебников. Я прошу вас оценить себя по 5-бальной шкале. Эту оценку поставьте, пожалуйста, в кружок желтого цвета, который находится у вас на столе и поднимите его. С обратной стороны подпишите фамилию и имя и сдайте мне в конце урока.

22 слайд. Диплом

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5