Цели урока:
- Продолжить знакомство учащихся со смысловым значением имён прилагательных; учить правильно ставить к ним вопросы;
- Углублять представления учащихся о роли имён прилагательных в речи людей;
- Показать зависимость имени прилагательного от имени существительного; формировать навык согласования существительного + прилаг;
- Развивать орфографическую зоркость у детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- Развивать связную речь;
- Воспитывать чуткое отношение к животным, заботу о своём здоровье.
Оборудование:
- предметные картинки;
- карточки – таблички с буквами;
- солнышко «Части речи»;
- 3 яблока (красное, жёлтое зелёное );
- таблицы о связи имени существительного с именем прилагательным.
Ход урока
1. Организационный момент (Презентация, слайд № 1).
Проверьте своё рабочее место. Посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке была дружеская атмосфера.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда
Мы начнём урок, друзья.
Постановка целей урока (Презентация, слайд № 2)
2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики (Презентация, слайд № 3)
- Чередование упражнений «ворота», «колечки», «трубочки», «пистолет» - 3 р.
(«Ворота» - пальцы обеих рук растопырить в стороны, беззвучно произносить звук «а»; «Колечки» - соединить указательный и большой пальцы обеих рук, придав им форму колечка, беззвучно произнести звук «о»; «Трубочки» - средний, указательный и большой пальцы сложить в виде трубочки, беззвучно произнося звук « у»; «Пистолет» - большой палец поднять вверх, указательные отвести в разные стороны, остальные пальцы сжаты в кулак, беззвучно произносить звук «и»).
3. Чистописание
- стр.9 – 1строчку, дать характеристику букве «Х» : звуки х, хь - согласный , твёрдый и мягкий , глухой , непарный .
- Кто быстрее напишет, разгадайте ребус на доске (Зима).
4. Актуализация опорных знаний
- Какое у нас сейчас время года ? (Зима)
- Посмотрите на картинку. По снегу пробежала собака и пролаяла. Скажите, как она пролаяла? (гаф, тяф. Мы возьмём – «дяф»). Презентация. Слайд № 4.
- По первым буквам назовите три зимних месяца (декабрь, январь, февраль).
1) Словарная работа:
-Дети читают хором словарное слово с ударением, а записывают только пропущенную букву. Затем буква открывается (на слайде) и учащиеся проверяют свои буквы.
Декабрь, январь, февраль, собака, медведь, заяц (е,я,е,о,е,я). (Презентация, слайд № 5)
2) А кто из вас видел уже на улице солнышко? И у нас в классе светит необычное солнце, которое называется «Части речи».
- Какая часть речи добавилась на прошлом уроке? (Имя прилагательное).
- Что обозначает имя прилагательное?
- Для чего мы используем в речи прилагательные? (Прилагательные украшают нашу речь, делают её более выразительной).
- Что такое существительное? (Ответы детей с примерами).
- Что такое глагол? (Ответы детей с примерами).
5. Постановка темы урока
- Прочитайте предложение: (Презентация, слайд № 6)
Тяжёлые мрачные снеговые плывут над землёй.
- Что вы можете сказать об этом предложении? Всё ли вам понятно?
- Как вы думаете, какого слова в предложении не хватает? (Тучи).
- Какой вывод напрашивается? Если вы правильно сделаете вывод, вы определите тему нашего урока. С чем тесно связаны прилагательные в речи?
ВЫВОД: имена прилагательные тесно связаны в речи с именами существительными.
6. Работа по теме урока
1) Записать полученное предложение с комментированием всех орфограмм.
2) Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
3) Выборочное письмо словосочетаний.
- Какими вы представили себе тучи? Запишите. У доски работает ученик.
Тучи (какие?) тяжёлые, мрачные, снеговые.
ФИЗМИНУТКА
Белка утром потянулась,
Раз – нагнулась,
Два – нагнулась,
Лапки быстро развела,
Шишки, видно не нашла.
Чтобы шишку ей достать,
Надо на носочки встать.
4) Подумайте, кого нам зимой жалко в лесу? Почему? Каких животных можно увидеть в лесу зимой?
- Упр. 64 учебника, стр. 43. Прочитайте задание. Мы выполним задание про животных, а дома вы составите подобный рассказ только о своём друге, используя слова - названия признаков.
Задание дано на доске по вариантам:
1 в.- Серый, хищный, жадный … . Косой, белый, трусливый … .
2 в.- Рыжая, хитрая, ловкая … . Большой, косолапый, бурый … .
- Кто быстрее справится с заданием, тот запишет слова на доске. (Когда дети отгадают, показать картинки на слайдах № 7-8).
- Назовите словарные слова. (Заяц, медведь).
- Кого из них мы не видим зимой в лесу? Почему?
- Определите число существительных. Как вы думаете, в каком числе и роде будет стоять прилагательное? (В том же, так как прилагательное тесно связано с существительным).
5) Чтение правила по таблице о связи прилагательного с существительным, рассмотреть окончания прилагательных в ед.ч и во мн.ч. (Презентация, слайды № 9-10)
7. Закрепление.
- Зимой нашему организму чего не хватает? (Витаминов).
Надо есть больше овощей и фруктов.
- Подберите прилагательные к словам (презентация, слайд № 11), запишите словосочетания, поставив правильно вопросы. Укажите число и выделите окончания имён существительных и прилагательных.
- Один ученик работает у доски.
Ягоды (какие?) красные, лимон (какой?) кислый, яблоко (какое?) спелое, груша (какая?) сочная.
Проверь себя (слайд № 12).
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Руки растереть, чтобы были тёплыми. Поставить их на стол и поднести ладонями к глазам близко, но не касаясь их. Расслабиться и представить себе что-то хорошее, красивое. Например, представьте себе тёплое, ласковое солнышко. Как нам от него тепло, приятно и радостно на душе.
8. Самостоятельная работа
- Скажите, все ли признаки предметов (цвет, вкус, размер, форму) можно увидеть? Какой признак нельзя увидеть, например, у яблок? (Вкус).
- Положить перед детьми 3 яблока: красное, желтое, зелёное.
- Запишите самостоятельно признаки яблок по рядам:
- 1-й ряд – по цвету;
- 2-й ряд – по вкусу;
- 3-й ряд – по размеру.
- Чтение детьми их ответов.
9. Подведение итогов урока.
Вот и кончился урок, и подводим мы итог!
- Ребята, что нового мы сегодня узнали об имени прилагательном?
-Какие орфограммы сопровождали нас весь урок?
- Какие задания вам особенно понравились на уроке?
- Все молодцы! Спасибо вам за работу! Особенно активны на уроке были … (перечислить детей).
10. Домашнее задание: составьте рассказ о своём друге, используя слова -названия признаков (с . 43, упр. 64).