Цель: учить бережно относиться к животным.
Задачи:
- Образовательная – ознакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё занесены; учить детей в процессе причины устанавливать следствие; закрепить знания по теме “Разнообразие животных”.
- Развивающая – развивать мышление, умение обобщать, делать выводы, работать в группах; расширять кругозор.
- Воспитательная – воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование:
- Выставка книг по изучаемой теме.
- Стенд “Как прекрасен этот мир!” (фотографии редких животных).
- Цветные буквы ОХРАНА.
- Таблица схема (“Почему нужно охранять животных?”, “Охрана животных”)
- Ключевые слова: Красная книга, заповедники, национальные парки, правила друзей природы, браконьерство, загрязнение окружающей среды.
- Видеофильм “Медвежата. Детство” (отрывок).
- Музыкальное оформление: музыка из телепередачи “В мире животных”, музыкальная физминутка.
ТСО: видеоплеер, магнитофон, телевизор.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент | Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на
уроке окружающего мира я приглашаю Вас в мир
животных. (Музыка из телепередачи “В мире животных”) |
||
|
Эмоциональный настрой. | ||
Актуализация знаний | Проверим Ваши знания, поработаем с тестами. | Работают с тестами. (Тесты проверяются сразу. Вариант правильного ответа выносится на доску: ОХРАНА) | |
Какое слово получится, если выбрать все
правильные ответы по порядку. Молодцы! Знания в вашем саквояже есть. Можно смело отправляться навстречу новому. |
Один ученик зачитывает правильные ответы, остальные проверяют на местах.) | Самооценивание. (На доске – таблица с оценочным листом: “5” – без ошибок |
|
Введение в тему, сообщение целей и задач урока | Так о чём мы сегодня на уроке будем
говорить? ОХРАНА ЖИВОТНЫХ – тема нашего урока (тема – на доске). |
Об охране. | |
Как вы думаете, какое значение имеют
животные для растений и человека? Так почему же, если в них мы очень нуждаемся, снижается их численность? |
Помогают размножению растений. Для человека – питание, одежда. | ||
Сегодня нам предстоит ответить на
вопрос: Почему животные нуждаются в охране? (вопрос на доске) |
Самостоятельно выводят тему урока | ||
Формирование новых знаний, умений и навыков. | Чем для животных являются леса, реки, моря, озёра, степи? | Высказывания детей. Домом. |
– браконьерство – загрязнение окружающей среды |
Вырубая леса, загрязняя реки, моря люди
губят множество животных. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. (на доске 1600 г. – вымерло 150 видов) Рассмотрите иллюстрацию Шурупова “Встреча”. |
Сообщения детей об исчезающих видах (сапсан, белый медведь – фото животных на доске). | Осознание большинством класса нового | |
Кого вы видите на иллюстрации? | Белого медведя и собаку. | ||
Если обратиться к “Толковому словарю” Сергея Ивановича Ожегова, то слово встреча (на доске)– это собрание, устраиваемое с целью знакомства. | |||
Работа по учебнику “Ямальский калейдоскоп” (стр. 100) | Как по-вашему, что хотел рассказать об этой встрече художник? | Высказывания детей. | |
– по иллюстрации | Животные являются предметом изучения не только для учёных, но и для художников и поэтов. | ||
– работа с текстом стихотворения | Познакомьтесь со стихотворением А. Тарасовой “Белый медведь” самостоятельно. | Самостоятельное чтение. | |
– анализ прочитанного | Что ещё нового узнали о белом медведе? Подтвердите это строчками из стихотворения. | Обитает во льдах; зимой не спит, ждёт потомство; самый крупный хищник на земле; питается нерпой и леммингом. | |
– словарная работа | (Слова на доске.) Нерпа – ластоногое млекопитающее семейства тюленей. Лемминг – маленькие зверьки, семейства грызунов. Все животные редких видов во всём мире находятся под охраной и занесены в Красную книгу. (КРАСНАЯ КНИГА – на доске) Есть и Красная книга нашего округа. В красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа внесены сапсан, белый медведь, тундровый северный олень, сельдяной кит и многие другие животные. |
||
Физкультминутка | |||
А что делают люди для того, сохранить их численность? | Расширение кругозора | ||
– просмотр отрывка из фильма “Медвежата. Детство”. | Посмотрите отрывок из фильма “Медвежата”. Однажды ранней весной добрый фотограф обнаружил на лесной поляне трёх маленьких медвежат. Маму – медведицу испугали лесорубы, и медвежата остались совершенно одни. | Создают заповедники и национальные парки. (Сообщение учащегося о заповеднике местного значения.) | |
Посмотрите, и скажите, как человек может помочь диким животным? | Структурное оформление нового. | ||
– анализ жизненной ситуации | Послушайте историю, которая произошла в
этом году. Семья отдыхала в лесу: родители
собирали ягоды, дети играли на поляне. Вдруг они
услышали, что кто-то тяфкает. Сначала подумали,
что это щенок, а увидели в траве лисёнка. Он лежал,
свернувшись калачиком и смотрел на людей
жалобными глазами. У лисёнка была сломана лапка. Чем закончилась эта история, я скажу позже. А что бы вы сделали на их месте? Семья отвезла лисёнка к ветеринару. Малышу оказали помощь и после выздоровления его отвезли обратно в лес. |
(После просмотра – высказывания детей.) | |
– групповая работа | Каждая группа придумайте по одному правилу друзей природы. | Высказывания детей. | |
(Если дети назовут не все, учитель обращает их внимание на правила в учебнике стр. 115 | (Дети работают в группах, потом озвучивают свои правила) | Ситуация успеха. | |
Итог урока | Только ли редких животных нужно беречь? Жизнь животных часто зависит от тебя и твоего поведения в природе. Соблюдая правила друзей природы, погуляв в лесу или на лугу и вернувшись домой вы можете сказать
|
Нет. | |
Домашнее задание | К своим придуманным правилам нарисуйте запрещающий или разрешающий знак. По желанию подготовьте сообщение о редких или исчезающих видах животных нашей страны или края. | ||
Выставка книг | В библиотеке вы сможете познакомиться с книжными новинками о животных. |