Цели урока:
1. Обучающие:
- раскрыть понятие «политический статус личности»;
- раскрыть вопрос о политическом участии рядовых граждан в политических процессах, определить их роли;
- помочь учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли.
2. Развивающие:
- формирование навыков самостоятельной работы с юридическими документами (всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ), с текстом параграфа.
3. Воспитательные:
- формирование навыков самостоятельной работы в коллективном темпе, в группе (взаимопомощь, контроль);
- способствовать становлению осознанного политического выбора и готовности к реализации типичных для рядового гражданина политических ролей.
Ход урока
1. Вводная беседа.
- Что такое социальный статус?
- Чем социальный статус личности отличается от выполняемых ею социальных ролей?
- Назовите важнейшие социальные роли, которые выполняете вы, учащиеся 11 класса. Что такое политический статус?
2. Учитель задает тему урока, определяет ключевые понятия урока и обращает внимание учащихся на план урока.
План урока:
- Политический статус и роли личности.
- Политическое участие граждан.
- Демократическая политическая культура.
3. Вопрос о политическом статусе учащиеся рассматривают самостоятельно, заполняя таблицу:
Политические права и свободы.
Всеобщая Декларация прав человека | Конституция РФ |
Весь класс делится на две группы.
Первая группа работает в парах, изучая и анализируя Всемирную Декларацию прав человека:
- Какие неотъемлемые политические права и свободы личности зафиксированы во Всемирной декларации прав человека? Найдите и выпишите в тетрадь и на классную доску.
Вторая группа учащихся (группа, которая получила опережающее домашнее задание ознакомиться с Конституцией РФ) работает с Конституцией РФ:
- Найдите в документе политические права и сравните их с политическими правами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека.
- Какие политические права, зафиксированные в Российской Конституции, соответствуют международным стандартам? Выпишите их на доску.
- Ответьте на вопрос: позволяют ли эти политические права и свободы достигнуть высокого политического статуса?
В завершении изучения первого пункта плана, учащимся предлагается заполнить схему:
Рассмотрение второго и третьего пунктов плана можно организовать и провести в виде семинарского занятия по вопросам (вопросы предоставить для ознакомления заранее):
- Критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидатов в депутаты.
- Политические лидеры и имитаторы. Кто есть кто?
- Участие в избирательном процессе – одна из основных политических ролей граждан.
- Что такое демократическая культура? Черты политической культуры.
- Значение политической культуры для личности и общества.