Пояснительная записка.
Современное общество отличает сложная система взаимоотношений не только среди взрослых, но и среди детей. Заметна тенденция к непониманию, к нетерпимости, к отсутствию навыков и опыта разрешения конфликтов цивилизованным способом, способом, когда конфликтующие стороны не могут решить конфликт при помощи восстановительно-примирительных технологий.
Многие современные дети испытывают дефицит полноценного общения друг с другом, со своей семьей. А, не обретя навыков общения, они не могут договориться, учиться и заниматься творчеством в коллективе. Дети игнорируют общепринятые нормы морали и права, а следствием этого является нарушение этих норм.
Данная программа направлена на коррекцию поведения учащихся 5-6 классов.
Цель: формирование навыков бесконфликтного общения и уважения к себе и социуму.
Особенностью данной программы является реализация системы ценностно-ориентированных блоков и активные формы работы с учащимися. Программа предполагает проведение комплексной работы с личностью ребёнка и его родителями.
Основную роль в реализации программы играют классные руководители, работающие с личностью подростков в режиме профилактики и коррекции личностных девиаций.
Предполагаемый результат: снижение числа конфликтов и правонарушений среди учащихся, активное вовлечение детей в классные и школьные мероприятия.
Ценностно-ориентированные блоки:
I. Самопознание и самосовершенствование:
- Я и окружающие.
- Моя самооценка.
- Дружба.
- Кто лучше, кто сильнее?
- Я в общении.
- Богатства вашей личности.
Педагогические диагностики и анкеты:
- Анкета «Я и ценности моей жизни» (методика Е. Степанова).
- Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова).
- Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков (методика М.И. Шиловой).
Родительское собрание:
- «Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка».
II. Конфликт:
Занятия и игры с учащимися:
- Жестокие игры.
- Посмотримся в зеркало.
Кинолектории:
- «Большинство» и «Меньшинство» (по толерантности; по фильму «Адажио»).
- Причины и способы разрешения конфликтов (по фильму Р. Быкова «Чучело»).
Тренинги:
- «Конфликт».
- «Разрешение конфликтной ситуации».
Родительское собрание:
- «Почему грубит подросток».
III. Право:
Занятия и игры с учащимися:
- Конституция РФ: права и обязанности граждан.
- Нарушение и соблюдение прав.
- Ответственность – мера добра и зла.
- О правилах.
- «Черное и белое».
Родительское собрание:
- «Ответственны ли родители за воспитание ребенка?»
План-график реализации программы.
№№ | Содержание деятельности | Сроки проведения | Планируемый результат |
1. | Анкета «Я и ценности моей жизни» (методика Е. Степанова). | Сентябрь | Анализ своего отношения к жизни, социуму. |
2. | Игра: «Я и окружающие». | Сентябрь | Формирование нравственного отношения к себе и к своим одноклассникам. |
3. | Игра: «Моя самооценка». | Сентябрь | Выявление уровня самооценки. Повышение уровня самооценки |
4. | Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова). | Сентябрь | Выявление самооценки учащихся с последующей коррекционной работой. Повышение уровня самооценки. |
5. | Дискуссия: «Дружба». | Октябрь | Формирование нравственных позиций по отношению к своим одноклассникам. |
6. | Дискуссия: «Кто лучше, кто сильнее?» | Октябрь | Формирование нравственных позиций по отношению к другому полу. |
7. | Игра: «Я в общении». | Октябрь | Формирование коммуникативной культуры, бесконфликтного общения. |
8. | Классный час: «Богатства вашей личности». | Октябрь | Формирование нравственного самосознания. |
9. | Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков (методика М.И. Шиловой). | Ноябрь | Выявление отношения к себе, обществу, природе. |
10. | Родительское собрание: «Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка». | Октябрь | Гармонизация детско-родительских отношений. |
11. | Игра: «Жестокие игры». | Ноябрь | Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия с другими людьми. |
12. | Игра: «Посмотримся в зеркало». | Ноябрь | Формирование нравственного самосознания. |
13. | Кинолекторий: «Большинство» и «Меньшинство» (по толерантности). | Ноябрь | Формирование толерантного отношения. Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся. |
14. | Кинолекторий: «Причины и способы разрешения конфликтов» (по фильму Р. Быкова «Чучело»). | Декабрь | Формирование бесконфликтного взаимодействия и общения. |
15. | Тренинг: «Конфликт». | Декабрь | Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся. |
16. | Родительское собрание: «Почему грубит подросток». | Декабрь | Гармонизация детско-родительских отношений. |
17. | Классный час: «Конституция РФ: права граждан». | Декабрь | Формирование уважительного отношения к собственным правам и правам других людей. |
18. | Тренинг: «Разрешение конфликтной ситуации». | Январь | Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся. |
19. | «Нарушение и соблюдение прав». | Январь | Формирование коммуникативных навыков, ответственности за свои поступки. |
20. | Дискуссия: «Ответственность – мера добра и зла». | Февраль | Формирование коммуникативных навыков, ответственности за свои поступки. |
21. | Классный час: « О правилах». | Февраль | Выработка правил поведения в школе и общественных местах. |
22. | Дискуссия: «Черное и белое». | Март | Формирование коммуникативных навыков, четкого осознания «Что такое хорошо, а что такое плохо». |
23. | Родительское собрание: «Ответственны ли родители за воспитание ребенка?» | Март | Гармонизация детско-родительских отношений. |