Цели урока:
- закрепить полученные знания о реках, их частях, составе;
- сформировать знания о горных и равнинных реках, о водопадах.
Задачи:
образовательные:
а) закрепить полученные знания о реке, ее частях, речной системе и ее элементах;
б) расширить знания учащихся о реке, дать представления о горных и равнинных реках, порогах и водопадах;
развивающие:
а) развить умения и навыки работы с физической картой;
б) развить умения устанавливать причинно-следственные связи: зависимость течения реки от рельефа местности;
в) выявить особенности реки своей местности;
г) способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
воспитательные:
а) повысить интерес к изучению предмета;
б) привить любовь к природе своего родного края.
Оборудование: физическая карта мира, карта Тульской области; снимки горных, равнинных рек, водопадов, снимки красивых мест реки Шиворони; презентация “Водопады мира”, листки ожидания от урока; карточки-задания с учетом индивидуальных способностей детей; учебник И.И. Баринова “География России. Природа. 8 класс”, М. “Дрофа”, 2007 г., учебник Т.П. Герасимова, Неклюкова “Начальный курс географии”, М.: “Дрофа”, 2004 г.; географические атласы; компьютер.
Ход урока
Слово учителя:
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали изучать тему “Реки”. Вы теперь имеете представление о них, об их частях, составе. Сегодня мы вспомним эти понятия, закрепим практически и перейдем к изучению нового материала: узнаем о горных и равнинных реках, порогах и водопадах.
А теперь перейдем к проверке домашнего задания. Его мы будем проводить по группам. У каждого на столе лежит листок, на котором вы должны оценить в баллах свое ожидание от урока. Возьмите его, напишите фамилию и поставьте себе: оценку, которая соответствует вашей готовности к уроку, настроению. Передайте листики мне.
Теперь мы разделимся на 6 групп. У групп на столе есть карточка-задание. На выполнение задания я вам даю 5 минут. Вы готовитесь, а затем даете ответ. Но кроме вашего задания, которое дается на цветной карточке, у вас есть дополнительная карточка, где зафиксированы задания всех остальных групп. Если группа отвечает неправильно, вы можете дать верный ответ. Приступаем к работе.
Самостоятельная работа с заданиями (5 мин.).
Проверка выполнения задания. (Чтение заданий учителем)
Ребята, возьмите у себя на столах карточку с заданиями всех групп и следите за правильностью ответов. Итак, задание первой группы:
Задание: подбери пару - определение.
- Русло а) место начала реки;
- Устье б) место впадения реки в другую реку, море;
- Водораздел в) река со всеми притоками;
- Исток г) углубление, где реки текут постоянно;
- Речной бассейн д) граница двух речных бассейнов;
- Речная система е) площадь водосбора реки с притоками.
- Ребята, найдите в карточке задание, которое было у второй группы (задание читает учитель). Задания второй группы:
1. Чго означает пословица: “Река Ока - Волги правая рука”? Объясните, почему? Покажите реку Волгу на физической карте России.
2. Найти лишнюю реку. Объясните, почему она лишняя? Миссисипи, Волга, Лена, Енисей.
Найдите задания третьей группы.
Задания: дана таблица “Реки с наибольшей многоводностью” (определение понятия годовой сток вы можете найти в учебнике по географии 8 класса на странице 77).
Реки | Годовой сток, кмЗ |
Амазонка | 6915 |
Конго | 1419 |
Янцзы | 995 |
Ориноко | 914 |
Парана | 725 |
Енисей | 610 |
Миссисипи | 580 |
Лена | 532 |
Меконг | 510 |
Иравади | 486 |
Вопрос: почему река Амазонка в данной таблице занимает 1 место? Покажите Амазонку на карте. Куда она впадает.
- Ребята, найдите задание для четвертой группы
Задания: дана схема реки <рисунок 1>. Назовите части реки, обозначенные в схеме цифрами.
- Ребята, найдите в карточке задания для пятой группы. Прочитайте статью в энциклопедии о реках на странице 18. Ответьте на вопросы:
- Как влияет рельеф на течение реки?
- Какая река на планете самая длинная? Покажите ее.
- Ребята, найдите в карточке задания для шестой группы.
Загадка:
Чуть дрожит на ветерке-
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
Задание:
1. Назовите отгадку.
2. Изобразите эту реку, подпишите ее исток и устье.
3. Как определить где у реки правый, а где левый притоки?
Слово учителя: Молодцы. Вы все верно определили, на все мои вопросы ответили.
Откройте тетради по географии, запишите число, классная работа и тему урока “Реки горные и равнинные. Водопады”.
Объяснение нового материала:
1. Фронтальная беседа с классом по вопросам:
- Как вы думаете, от чего зависит направление течения реки, ее скорость?
- Послушайте запись течения реки. <Приложение 1>. По какой местности она течет?
- Как определили?
Слово учителя: реки бывают горные и равнинные. Реки, текущие по горной местности несутся с большой скоростью, бурлят, истоки их расположены высоко в горах. Местность по которой они текут имеет большой уклон.
2. Работа с таблицей в тетради. Запись признаков горной реки в тетради с учителем.
Признаки отличия рек
Равнинные реки | Горные реки |
1. Текут спокойно, плавно. 2. Широкая долина. 3. Образуют извилины, обходя препятствия. 4. Удобны для судоходства. |
1. Несутся с большой скоростью, бурлят. 2. Узкая долина. 3. Не образуют значительных извилин. 4. Неудобны для судоходства. |
3. Работа с учебником. Самостоятельное чтение раздела учебника на странице 91 “Реки горные и равнинные”. Запись признаков равнинной реки в таблицу учащимися.
4. Проверка выполнения самостоятельной работы.
Вопрос классу: какие признаки равнинных рек вы выделили? Молодцы.
6. Слово учителя.
Перед вами на доске снимки рек. Определите, под какими цифрами изображены горные реки, а под какими равнинные. <рисунок 2>, <рисунок 3>, <рисунок 4>.
Вопросы классу:
- А снимок под номером 4 вам ничего не напоминает? (Местная река Шиворонь)
- Как вы думаете, реки нашей области горные или равнинные. Почему?
7. Прослушивание заранее подготовленных сообщений ребят о реках Тульской области:
а) общая характеристика рек Тульской области;
б) характеристика реки Шиворонь; в) характеристика рек Оки, Упы.
8. Мини-лекция учителя с использованием схем: схема строения порогов и водопада “В сообщениях вы слышали о том, что не все реки пригодны для судоходства. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Посмотрите на схему. <Презентация, слайд 1.> Река постепенно размывает мягкие горные породы, а твердые выходят на поверхность. Преодолевая их, вода пенится, бурлит, летят брызги, образуются водовороты. На порожистых участках равнинные реки похожи на горные. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
Твердые и мягкие горные породы могут залегать и горизонтально. Посмотрите на схему: вот твердые, а вот мягкие горные породы. Река размывает мягкие горные породы, образуется ступень. Если ступень высокая, то река низвергается о нее в виде водопада. Чаще всего водопады встречаются в горных районах.
9. Работа с компьютером: просмотр сведений об известных водопадах мира (презентация).
Задание классу: найдите и покажите на физической карте крупнейшие водопады: Ниагарский, Анхель, Виктория, Игуасу.
10. Подведение итога.
Слово учителя. А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны сегодня на уроке.
Перед вами необычная картина. (картина закрыта листами цветной бумаги в виде мозаики, количество листов по количеству вопросов). Увидеть ее вы сможете только при условии, если правильно ответите на вопросы по новой теме.
Вопросы:
1. Назовите самую длинную реку мира.
2. К каким рекам горным или равнинным можно отнести реки Тульской области? Почему?
3. Почему на порожистых участках равнинные реки похожи на горные?
4. Назовите самый высокий водопад в мире?
5. Назовите реки Тульской области о которых вы слышали в сообщениях. Какая из рек судоходная?
6. О какой реке говорится в стихотворении А.Блока (равнинной или горной).
Река раскинулась.
Течет, грустит лениво.
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Молодцы. Картину открыли. На ней изображена горная река.
11. Итоговый вопрос: что вы, ребята, узнали сегодня нового на уроке?
12. Слово учителя. Обобщение. Сегодня на уроке мы закрепили понятия, которые касаются реки. Познакомились с горными и равнинными реками, водопадами. На следующем уроке мы продолжим изучение темы “Реки”, поговорим о питании рек, их хозяйственном использовании.
13. Выставление оценок за сообщения и активную работу на уроке.
- А теперь возьмите вторые листки ожидания от урока и оцените сами свое настроение и работу на уроке. Поставьте баллы. Сдайте мне листочки.
14. 3адание на дом: пересказ разделов учебника стр. 91-94, ответить на вопросы стр.95.
15. Объявление учителем двух результатов листков ожидания от урока (начало, конец урока). Сравнивая результаты, вы можете убедиться в том, что очень хорошо работали на уроке. Урок удался, значит, для вас он был интересен.
Литература
1. Е.Л. Горбунов “Физическая география Тульской области”, Тула “Пересвет”, 2002 г.
2. Г.Н. Элькин “Поурочное планирование. Физическая география 6 класс”, Санкт-Петербург “Паритет”, 2001 г.