Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания о предлогах.
- Тренировать в умении согласовывать предлог с именем существительным.
- Развивать устную и письменную речь.
- Расширять активный словарный запас.
- Развивать интерес к предмету.
- Расширять знания о русском языке.
Оборудование:
- Схема маршрута.
- Рисунки: Иван-Царевич, Елена-Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кащей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках (шифровки), картинки с рисунками.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
1 ученик:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
2 ученик:
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
II. Сообщение темы и цели урока:
Учитель: Сегодня, ребята, мы будем закреплять тему предлоги. На прошлом уроке вы учились выделять предлоги из речи и писать их раздельно с другими словами. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.
– Вы готовы к работе?
– Тогда сказка начинается!!!
III. Минутка чистописания.
Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданной стране.”
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он– на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.
Справится с ним Иван, значит, удержится на веревке и перейдет через реку.
– Поможем Ивану-Царевичу?
Учитель: Открыли тетради, записали число. Классная работа. Тему урока.
Задания на веревочке такие:
1. Какая часть речи повторяется в словах: на берегу, на веревочке, на мосту -на.
– Как пишутся предлоги со словами?
– Надо красиво прописать этот предлог – 1 строчку, с секретом.
на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на на
2. Надо прописать предлог “на” со словами:
2 строчка – на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке на веревке
– Вспомните “правила написания секретика”.
– Что же надо знать о предлогах?
IV. Словарная работа.
Учитель: Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга.
Увидела царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”.
– Поможем, ребята?
На доске: (на) м... розе (в) ин.е (с) к...ньками (без) с...лазок (по) гол...леду
– Надо вставить пропущенную букву в словах и раскрыть скобки, в скобках записаны предлоги.
– Что надо помнить о предлогах?
К доске 1 ученик: Рядом записать правильно слова. Выделить ударную гласную, подчеркнуть безударную. Проверка, (с помощью сигналов)
– Для чего служат предлоги?
– Перед какой частью речи не бывает предлогов? (Перед глаголами.)
– Что можно сказать об этой группе слов? (оценить!)
V. Работа по теме.
Учитель: “Вот теперь” – говорит Баба-Яга, – “могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кашею”.
“Нет”, – говорит Иван-Царевич, – “Мне надо скорее”.
– Дай мне лучше ступу свою.
– Что же, бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить следующее задание:
– Найди ошибки, которые допустил при письме Незнайка.
Читает учитель (написано сзади ступы).
Наполянке, утропинки
Пробиваются травинки.
Сбугорка ручей бежит,
А поделкой снег лежит
Б. Заходер
– О каком времени года говорится?
– Какие же ошибки допустил Незнайка?
– Какое правило надо знать?
Задание: – Выпишите эти слова с предлогами правильно. Подчеркните орфограмму. Проверка с помощью сигналов. 1 ученик читает –
На поляне, у тропинки, с бугорка, под елкой.
VI. Индивидуальная работа.
Учитель: – " Молодец! Иван-Царевич! Я открою тебе два секрета Кащея.
1) Игла, в которой заключена смерть его хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание написанное на ней.
2) А чтобы войти во дворец Кащея, надо справится с замком, на котором много цветных кнопок.
– Как с ним справится зашифровано на трех карточках
– Поможем Ивану-Царевичу?
(Учитель раздает 3 перфокарты ученикам). Ребята приступают к работе.
Шифровка № 1. |
|||
арбу…– б…реза – б…лет – в…рона – с…пог – горо…– Ключ к шифру
|
Шифровка №2 |
|||
вет…р – медве…ь – в…робей – д…ректор – з…вод – за…ц – Ключ к шифру
|
Шифровка №3 |
|||
к…рандаш – к…рова – моро… – чаро… – уч…ник – уч…тель – Ключ к шифру
|
VIII. Физкультминутка.
Легкие прыжки – 1, 2, 3
Мелкие шажки – 1, 2, 3
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3
Мягкая посадка – 1, 2, 3
IX. Упражнения на правописание предлогов.
Учитель собирает перфокарты у трех уч-ся, работавших индивидуально.
Учитель: Увидел Кащей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.
Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками, которые дала ему Баба-Яга, и разгадал секрет замка:
Нажать желтую кнопку. (Учитель демонстрирует перфокарты.)
Оценка учащихся за перфокарты.
Учитель: Иван-Царевич появился перед Кащеем, а тот говорит ему так ласково: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец?
– Давай мирно договоримся. Выполни всего одно задание мое. Выполнишь – забирай Елену-Прекрасную, а не выполнишь – голова твоя с плеч долой!”
– Делать нечего, согласился Иван.
Задание такое, говорит Кащей:
– Посмотрите на предметы, которые здесь изображены. Надо записать их вместе с предлогами I вариант II вариант
– Какое правило надо помнить
– Что такое предлог?
X. Закрепление изученного.
Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кащей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. На шкатулке той – задание:
– В данном предложении указать изученные части речи. Подчеркнуть главные члены предложения.
Иван сделал доброе дело.
– Как вы понимаете это предложение? Оценка.
– Выполнил Иван-Царевич задание, в тот же миг шкатулка и открылась.
Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кащей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена-Прекрасная.
Поблагодарила его Елена-Прекрасная, и отправились они в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
XI. Подведение итогов
1) – Какую пользу принес вам этот урок?
– Достигли ли вы своей цели?
2) Оцени свою работу на уроке знаком “+” (у детей перфокарты с записанными словами):
– внимательно слушал – активно работал,
– рассуждал,
– правильно отвечал,
– проявлял старание,
– красиво писал,
– усвоил тему урока.
3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7?
4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка?
5) Кто на уроке работал на 5, 4, 3?
ХП. Награждение.
– Все сегодня на уроке старательно работали.
Иван-Царевич за активную помощь ему награждает вас своим орденом – орденом своего царства.
– Спасибо вам, ребята за урок!
XIII. Домашнее задание.
Из любимой сказки выписать 5 слов с предлогами.
Чтобы грамоте учиться,
Очень нужно потрудиться,
И, добиваясь всех похвал,
Надо, чтобы ты все знал!