Исследовательская работа и активизация познавательной активности на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Может возникнуть вопрос: “Какая исследовательская работа может быть на уроках чтения?” “Может ли учитель на уроках чтения в начальных классах ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи?”

Особая сложность проблемы заключается в том, что объяснить своё восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий свои чувства, своё интуитивное понимание сердцем и душой того, что открыто его внутреннему взору, ребёнок часто самостоятельно не способен. Но учитель может помочь ему в этом с помощью тщательно продуманной системы вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения.

Система этих вопросов должна органично вырастать из текста, анализ которого последовательно идёт от первой страницы до последней.

В совместной исследовательской работе учителя и учеников на уроках чтения можно выделить следующие основные этапы изучения произведения:

  • по названию провести исследование: “О чём может идти речь в этом произведении? Выскажите ваши предположения”;
  • чтение произведения;
  • сопоставление прогнозов детей с содержанием;
  • выявление общего читательского восприятия. Это вопросы: “Понравилось ли произведение? Поделитесь вашими впечатлениями. Какие чувства вызвало это произведение?”;
  • постановка проблемы и решение её через анализ текста. Например, в сказке Х.-К. Андерсена “Стойкий оловянный солдатик” ключевой вопрос: Почему погибает солдатик? Почему так сложилась его судьба?
  • выводы, идеи. Итогом осмысления произведения может быть понимание нравственного урока, который скрыт в этом произведении (Приложение № 1 “Конспект урока” выявление нравственной стороны выделено розовым цветом).

Для учителя очень важно дать возможность на уроке высказаться всем, не перечёркивая самые необычные объяснения, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение, только начало пути к интересному ответу.

Очень важна нацеленность педагогов на пробуждение у детей максимального познавательного интереса. Если с 1-го класса у детей поддерживать интерес к овладению навыком чтения, у них появляется большое желание научиться читать.

В самом начале года полезно найти объект для экскурсии, пробуждающую детскую любознательность. Такими объектами могут стать музей или зоопарк, завод или станция, сад или парк, или просто поле, лес, река.

После экскурсии необходимо провести

  • в 1-2 классах предложить ответить на вопрос: “Если бы ты встретился с ученым, который знает обо всём на свете, о чём бы ты хотел его спросить?”;
  • в 3-4 классах предложить написать мини-сочинение о впечатлениях, возникших от экскурсии.

Перед детьми ставится вопрос: “Где можем найти ответы на возникшие после экскурсии вопросы, удовлетворить свою любознательность?”.

Когда и зачем, почему и откуда? –
На всё ты захочешь ответы найти.
И я твоим верным помощником буду,
Готовым помочь и всегда и повсюду.
А кто я – по буквам заглавным прочти. (Е.Новичихин)

Ответы на них в полной мере помогут научно-познавательная литература, словари, справочники, детские энциклопедии. Но эту литературу надо уметь подать. И здесь постоянным помощником становится игра-соревнование.

Это может быть воображаемое путешествие, полёт в науку, может быть разведка, поиск, раскрытие какой-нибудь тайны, соревнование за почётное звание знатока или эрудита класса. Игра может проводиться на уроках внеклассного чтения и включать чтение и обсуждение прочитанного, викторины, экскурсии, фильмы, раздачу призов.

Под руководством учителя дети учатся свободному выбору книг, т.е. умению узнавать, в какой книге, о чём написано, каков познавательный потенциал книги.

Необходимо вести “Творческую тетрадь”, в которую дети записывают авторов, названия их произведений.

(На лучах дети пишут названия и жанры произведений. Приложение № 2)

Кроме этого в этой “Творческой тетради” делаются зарисовки и иллюстрации к понравившимся отрывкам, текстам, стихам; записываются детьми все работы по сочинительству (раздел “Я - писатель”).

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьников. При систематическом выполнении самостоятельной работы на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся. Все задания для самостоятельной работы можно разбить на группы:

  • задания воспроизводящего характера, выполняя которые школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное (пересказ, вспомни пословицы о труде, что нового ты узнал из жизни животных);
  • задания тоже воспроизводящие, но с элементами творчества (сравнение произведений разных авторов, героев разных рассказов одного автора, произведений разных жанров);
  • вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями, т.е. задания творческого характера, при выполнении которых ученики с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично поисковые работы.

Выполняя эти задания, дети приучаются внимательно относиться к тексту; поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению.

Обучение школьников основным видам творческих работ

(Поисковая творческая деятельность)

В детском возрасте отчётливо проявляется потребность в творчестве, которая реализуется в игре. В период начального обучения ситуация несколько меняется: основной в жизни ребёнка становится не игровая, а учебная деятельность. В данный период в целях перспективного углубления и совершенствования механизмов воображения учебная деятельность должна стать ведущей в реализации потребности в творчестве.

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Почему люди становятся художниками, поэтами, скульпторами? Зависит ли это от их умственных способностей? Да. Главное ли это? Нет. Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах.

Урок литературного чтения в этом отношении имеет особое значение. В центре урока стоит художественное произведение как продукт творчества.

При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубленное восприятие текста и способствующие развитию воображения и речи младших школьников. Все творческие задания можно разбить на группы:

  • задания, направленные на развитие эмоций;
  • задания, направленные на развитие воображения;
  • задания, направленные на развитие интеллектуальных возможностей;
  • задания, направленные на углубление смысла содержания и его понимание.

Первая группа: задания, направленные на развитие эмоций.

Надо научить детей видеть прекрасное, развивать в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н.Рыленков)

Как же наполнить сердце детей? Здесь надо использовать интонацию, мимику, жесты, выражения глаз. Отсюда следует, что необходимо

  • выразительное чтение
  • чтение по ролям
  • выражения восприятия через цвет
  • использование “Словарика настроений” (Приложение № 3)
  • оживление личных эмоций по ассоциации с прочитанным
  • сопоставление с другими текстами, с музыкой, с героями мульт- и кинофильмов.

Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, возможно, здесь помогут “живые” впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей (даже домашних) в разное время года, от прошлого лета и т.д.

Вторая группа: задания, направленные на развитие воображения.

  • Творческий пересказ (от лица героя)
  • Устное словесное рисование
  • Составление диафильма
  • Письмо литературному герою
  • Инсценирование, драматизация
  • Иллюстрирование
  • Игра “Кто больше подберёт рифм?”
  • Игра “Буриме”
  • Создание своего варианта развития сюжета произведения
  • Придумывание своего варианта продолжения произведения

Сочинительство или словотворчество. “Проба пера”. Поначалу детские высказывания кажутся забавными, но при более пристальном их изучении нам открываются грани детского разума. Бесспорно: творящий – значит, мыслящий. И перед нами не просто ребёнок, а языковая личность.

Загадки – это не просто развлечение. Они тренируют абстрактное мышление, логику, умение выделить главное и точно подобрать слово под описание предмета. А придумывать загадки ещё интереснее, чем разгадывать.

Однако, чтобы сочинить стихотворение, загадку или считалку, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова, и главное, надо уметь рифмовать. Для этого проводится игра “Кто больше подберёт рифм к словам”:

снежок - …, …, …

радуга - …, …, …

мяч - …, …, …

играть - …, …, …

С этой целью часто используется игра “Скажи в рифму”, в которой учитель читает стихотворение, а дети обязательно в рифму договаривают последнее, подходящее по смыслу слово:

Живут на кухне спички,
Спички-невелички,
Спички-невелички –
Близнецы -… (сестрички).

Третья группа: задания, направленные на развитие интеллектуальных возможностей.

  • Найти о чём в этом тексте не говорится, т.е. уметь прочитать подтекст.
  • Вычитать всю информацию, не домысливая ничего своего. По предложению составь рассказ о том, что узнали.
  • Составление диафильма.
  • Игра-соревнование

Игра-соревнование – дело максимально творческое. Инициатор её – учитель, но жюри набирается из самих школьников. Они оценивают ответы в баллах или очках. Игра-соревнование – незаменимый приём, поскольку активизирует коллективное мышление, а коллективное мышление помогает каждому почувствовать свою одарённость, помогает думать, быть личностью, делать собственные открытия, выносить свои догадки в коллективные умозаключения. Игра заставляет детей творчески относиться к научно-художественным книгам, ища ответы на проблемные игровые вопросы, сравнивая (по заданию учителя) разные книги одного автора, сопоставляя однотемные произведения разных писателей, разножанровые произведения на одну тему.

Четвёртая группа: задания, направленные на углубление смысла содержания и понимания текста.

  • Составление плана
  • Задать вопросы к тексту
  • Самостоятельное чтение
  • Пересказы
  • Сопоставление художественного произведения с реальной жизненной ситуацией
  • Сочинение в стиле автора
  • Сочинение-подражание

Этапы деятельности учителя при обучении детей пересказу на уроках чтения:

  • определить целесообразность пересказа, ориентируясь на жанр и специфику текста;
  • выбрать соответствующий особенностям произведения и возможностям учащихся вид пересказа (задание по выбору: “Перескажи кратко или по плану, или от лица героя”);
  • спланировать эффективные для пересказа подготовительные упражнения и такие виды работы с текстом, в результате выполнения которых школьники осознают идейное содержание и усваивают язык произведения;
  • правильно применить на уроке различные приёмы работы с текстом (картинный или цитатный план), а пересказ организовать как итоговую деятельность учащихся с произведением, чтобы и рассказчик, и слушатели показали результативность данного урока чтения.

Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.

В заключение хочется сказать, что каждый творчески работающий учитель должен сам для себя решить, как провести литературоведческий анализ на уроке. Но во всех случаях принципиально важна исследовательская направленность в работе.