Цели:
- способствовать отработке навыков решения задач на нахождение расстояния на местности и на карте, зная масштаб;
- способствовать развитию познавательной активности обучающихся, самостоятельности при решении, внимания;
- воспитывать потребность в творческой деятельности, аккуратность и точность в вычислениях, измерениях, стремление к достижению поставленной цели, а также воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, её истории.
Ход урока
Вступление учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Масштаб”. Основная цель урока – отрабатывать навыки решения задач на нахождение расстояния на местности и на карте, зная масштаб, в том числе и самостоятельно. Так как такие задачи можно решать с помощью пропорции, то вспомним основные правила и их применение при выполнении упражнений.
- Закончите предложение: “Равенство двух отношений называют …”.
- Верна ли пропорция: а) 7:21 = 1:3; б) 9:8 = 4:3; в) 12:6 = 8:4?
- Выберите верное утверждение:
- Верно ли, что масштаб “одна двадцатитысячная” означает, что расстояние на плане в двадцать тысяч раз меньше, чем на местности?
а) отношение длины отрезка на местности к длине отрезка на карте называется масштабом карты;
б) отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности называется масштабом карты.
- Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.
1) Задача.
Масштаб карты 1:125 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 12 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности? (У доски с объяснением один ученик)
На карте |
На местности |
Решение.
На карте |
На местности |
1 см |
125000 см |
12 см |
х |
1:125 000 = 12:х; ; х = 1 500 000. 1 500 000 см = 15 км.
2) У каждого ученика лежит карточка с заданием и карта Белгородской области.
Задача.
Группа учащихся совершает экскурсионную поездку на автобусе в Прохоровку. Определите время, которое они затратят на дорогу из Старого Оскола в Прохоровку, если средняя скорость автобуса 55 км/ч. Для решения задачи используйте карту Белгородской области.
Задачу учащиеся решают самостоятельно, но перед выполнением работы происходит коллективное обсуждение каждого действия задачи.
- Что нужно знать для того, чтобы найти время в этой задаче? (расстояние)
- Как найти расстояние? (измерить расстояние от Старого Оскола до Прохоровки на карте, а потом вычислить расстояние на местности).
- Найти время по формуле пути.
По окончании решения тот ученик, который решил первый, записывает решение на доске.
- Физкультминутка.
- Выполнение самостоятельной работы.
Вариант I.
- Масштаб карты 1:200 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 10 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности?
- Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:1 000 000?
На карте |
На местности |
1 см |
200 000 см |
На карте |
На местности |
Вариант II.
- Масштаб карты 1:1 000 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 8 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности?
- Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:2 000 000?
На карте |
На местности |
1 см |
1 000 000 см |
На карте |
На местности |
Вариант III
- Масштаб карты 1:250 000. Расстояние между двумя городами на карте 16 см. Каково расстояние между этими городами на местности?
- Расстояние между двумя городами 24 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:400 000?
По окончании решения учащиеся выписывают ответы, а затем проверяют их с ответами на доске.
- Итоги урока. Сегодня мы решали задачу, в которой встречалось название “Прохоровка”. А чем известен этот населённый пункт? Приложение 1. Просмотр слайдов и рассказ учителя: 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы в районе Прохоровки произошло крупнейшее во второй мировой войне танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий), завершившееся поражением наступавшей германской танковой группировки.
Стихотворение “Память”
Это память о городе нашего детства
И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,
Отдал жизнь за него и потомкам в наследство
Отстоял этот город под Белой горой.
Здесь в жестоких сраженьях в году 43-м
Бились насмерть солдаты Российской Земли,
Чтобы Родина наша стояла столетья,
Чтобы хлебные нивы под солнцем цвели.
Чтобы в чистое небо взлетели ракеты,
Чтобы песни звенели, и радовал труд,
Чтобы помнили люди на мирной планете
Нашей Родины Первый Победный Салют!
Ю. Шмелёв
VIII. Домашнее задание.
Задача 1. Найдите с помощью карты расстояние от Старого Оскола до Белгорода.
Задача 2. Составьте задачу по теме “Масштаб”.