Цели: познакомить с основными темами прохождения программного материала по русскому языку, дать практические советы, прививать интерес к урокам русского языка, подвести итоги 2 четверти, ознакомить с мероприятиями 3 четверти, дать рекомендации родителям по учёбе каждого учащегося, воспитывать у родителей и детей интерес к совместной работе.
Оборудование: словари русского языка, высказывания о русском языке, конверты с рекомендациями.
План собрания:
I. Беседа “Ты наш друг, русский язык”.
II. Показ знаний учащихся (Урок русского языка ).
III. Разное:
Итоги 2 четверти.
Мероприятия на 3 четверть.
Советы и пожелания родителям ( каждому родителю в конверте рекомендации, на что следует обратить внимание в дальнейшей учёбе, благодарность за хорошее воспитание учащегося).
Ход собрания
1. Беседа “Ты наш друг, русский язык ” (дети сидят за партами, родители сзади класса).
На доске высказывания о русском языке:
- М. В. Ломоносов: “В грамматике все науки нужду имеют”.
- К. Г. Паустовский: “С русским языком можно творить чудеса”.
- А. М. Горький: “Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык”.
Землю населяют разные существа, от мельчайших, до таких, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.
Нас всюду окружают буквы. Мы не можем сейчас представить человеческое общество без письменной речи. А между тем было время, когда люди не умели писать. Вначале( примерно миллион лет тому назад) появилась звуковая речь. Значительно позже возникла письменность. У разных народов письмо появилось в разное время. Нам не известен ни один народ, который не имел бы звуковой речи. Но известны многие народы, которые не имели и не имеют своей письменности.
Письмо относится к величайшему изобретению человечества. Благодаря письменной речи, идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках. Без письменной речи человек был бы не в состоянии физически удержать в памяти все те знания, которыми обладает человечество.
Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.
В однотомном словаре С. И. Ожегова 80 тысяч слов.
В 4-х томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. Он 47 лет работал над “Толковым словарём” и собрал более 200 тысяч слов.
Словарное богатство языка неисчерпаемо. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющие в русском языке слова. М. Горький: “Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей”.
В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов от 15 000 до 18 000 тысяч слов.
У А.С. Пушкина насчитывалось около 20 000 тысяч слов.
На русском языке говорят не только русские. Его изучают и он понятен людям разных национальностей.
II. Показ знаний учащихся. Урок русского языка.
Тема: Повторение и закрепление пройденного материала.
Цели:
- повторить, закрепить пройденный материал, учить обобщать, анализировать;
- развивать речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать бережное отношение к природе, привитие интереса к урокам русского языка.
Оборудование: карточки, схемы- опоры, иллюстрации, ребусы, снежинки, картинка “Птицы зимой”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: – Добрый вечер, добрый час.
Как мы рады видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Минутка чистописания.
Загадка.
Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом? (зима)
- Когда наступает зима? Учёные считают, что 22 декабря: солнце поднимается низко-низко на небе, день самый короткий в году.
- С какой буквы начинается слово зима? Дайте характеристику ( согласная, парная, звонкая, обозначает звуки [ з ] и [ з’].
Показ написания буквы (обратить внимание на правописание петли). Дети прописывают буквы: Зз зз ЗзЗ.
3. Зимний словарь ( слова записывают в тетрадь)
* Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать ничего не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю ( метель).
*Ребус (мороз).
* Бел, да не сахар, ног нет, да идёт (снег).
*Ребус (вьюга).
* Мухи белые летели,
На дворы и крыши сели,
Не сочтёте белых мух,
Что летают словно пух (снежинки)
- Как понимаете “белые мухи”?
Выражение можно заменить одним словом. Крылатые слова, фразеологический оборот, фразеологизм (карточки на доске).
Приведите примеры фразеологического оборота ( родители помогают).
Родитель: - Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык! Говорят!
Он зык прикусил и сильней заголосил.
* В белом бархате деревня и заборы, и деревья
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт ( иней )
- Есть ли среди слов зимнего словаря родственные слова? Какой корень? Почему разные? (снег, снежинка- чередование)
4. Фонетический разбор слова иней.
Иней – 2слога, 2 гласных, 2 согласных.
и – [ и ] - гласный, ударный;
н - [ н’] - согласный, мягкий, звонкий;
е - [ и] - гласный, безударный;
й – [й’] - согласный, мягкий, звонкий.
4б. 4зв.
5. Физминутка. Говорят дети ( шуточные диалоги)
*- Вчера мне папа купил новый портфель и приказал, чтобы я каждый день приносил полный портфель “5”.
- Ну и как ? У тебя получается?
- Да я вот никак не пойму, а куда же я учебники дену.
* - Когда я утром слышу звук будильника, мне кажется, что в меня выстрелили.
- И ты вскакиваешь?
- Нет, лежу, как убитый.
6. Орфографическая минутка.
Дети снимают с доски снежинки и отвечают на вопросы.
1) Снежинка. – Как проверить безударную гласную в корне слова?
* Если буква гласная вызвала сомнение:
Ты её немедленно ставь под ударение (пример).
2) Снежинка. – Как проверить парную согласную в корне слова или на конце слов?
* Если слышишь парный звук, будь внимательней, мой друг,
Звук согласный проверяй. А как? Рядом гласный подставляй ( пример).
Запись слов в 2 столбика: безударная гласная парная согласная
- Выбери из текста слова с парной согласной, назови проверочное.
С. Есенин “Поёт зима - аукает” (читает ученик).
Поёт зима-аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.
А по двору метелица ковром шелковым стелется,
Но больно холодна. Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.
- Определи проверяемую гласную.
Ю. Дмитриев “Птенцы зимой” (текст читает родитель).
В лесу появляются детки у клестов (показ птицы на иллюстрации). Едят они семена сосновых шишек. А шишки как раз к зиме созревают. В гнезде им тепло. Сверху мама сидит и обогревает птенцов. А папа им часто носит еду.
7. Однокоренные слова, родственные слова, формы одного и того же слова.
Подводный, водит, вода, водичка, водяной, воду, перевод.
- Назови однокоренные слова (все, одинаковый корень).
- Назови родственные слова (подводный, вода, водичка, водяной )
- Почему? (одинаковый корень, близки по смыслу).
- Назови форму одного и того же слова (вода, воду).
8. Физминутка. Мимика. Пантомима.
- Что на вашем лице? (мимика) - Изобразите удивление, радость.
- Показать что-либо жестами, мимикой, без слов. (пантомима).
- Покажите как вы купили и съели мороженое.
9. Состав слова. (снимают снежинки с правилами)
* Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
* Основа – часть слова без окончания.
* Корень – общая часть родственных слов.
* Приставка – часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
* Суффикс – часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов.
Загадка ( загадывают родители)
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Зелёная, забавная, на Новый год я главная ( ёлочка)
- Какая схема подходит?
а) приставка + корень
б) корень + окончание
в) корень + приставка + окончание
10. Физминутка. Песенка “Белый снег” (выполняют движения)
1) Вот идёт один похожий, А за ним- второй прохожий, А за ним – другой прохожий, Каждый поднял воротник. |
2) До чего второй прохожий На последнего похожий И на первого похожий, Словно каждый снеговик. |
3) Белый снег, белый снег
Перекрашивает всех (повторяют 2 раза, дети бросают снежинки)
11. Словарные слова.
- Прочитай пословицу. Как понимаешь? Назови словарные слова.
- Снег на полях – хлеб в деревнях.
- По одёжке встречают, по уму провожают.
12. Предложение.
1) Собери предложение (у доски самостоятельно ученик)
* Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
2) Придумать предложение по картинке “Птицы зимой”.
3) Работа над предложением, составленном на доске.
- Какое предложение по цели высказывания? по интонации? (побудительное, невосклицательное)
- Распространённое или нераспространённое?
- Назовите основу предложения. Покажите связь слов в предложении.
13. Мотивирование оценок.
- Сегодня ваши родители видели, как вы отвечали. Сейчас они поставят вам оценку (оценка характеризуется).
14. Итог урока.
- Хорошо потрудились, многому научились. Получите приглашение на Новогодний праздник.
15. Домашнее задание.
- Приготовить костюмы к Новогоднему празднику.
III. Разное.
- Итоги 2 четверти.
- Мероприятия на 3 четверть.
- Советы и пожелания родителям ( каждому в конверте)