Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.
В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.
Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.
Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.
Цели кружка "Юный этнограф":
- расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
- знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
- развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
- развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
- воспитание интереса к истории родной деревни и края.
Задачи:
- развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
- стимулировать развитие творческих способностей;
- способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
- стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.
Программа кружка "Юный этнограф"
предназначена для учащихся 6-8 классов,
рассчитана на 30 часов (1 час в неделю с 1 октября). Использует
в качестве программно- методического
сопровождения:
Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "вопросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея.
Рекомендации по сбору экспонатов.
В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.
Рекомендации по сбору информации по программам.
Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.
Информаторами могут стать только жители деревни. Ими должны быть представители разного пола и возраста.
При опросе населения по анкетам необходимо "снимать" как бы два слоя информация: "как было раньше" и "как теперь", при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.
Участники не должны подсказывать информатору ответ.
Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.
Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.
Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда деревню.
Содержание программы.
Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.
История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц.
Поселение, его тип, планировка, количественная характеристика, общественные сооружения, благоустройство.
История возникновения школы в деревне. Постройки. Тип. Работники школы.
Усадьба и жилище. Тип усадьбы, тип жилого дома, планировка жилого дома, интерьеры жилых помещений.
Живая история нашей деревни. Старожилы деревни.
Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни.
Местный диалект.
Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.
Животноводство. Виды скота, разводимого в деревне прежде и теперь. Заготовка кормов.
Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.
Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.
Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.
Игры, которые игрались прежде и играются теперь.
Календарно - тематическое планирование занятий кружка.
№ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ |
1. | Вводное занятие. Составление списка участников. Режим работы. | Собрание. | |
2- 3. | История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни? |
Лекция с элементами беседы. | |
4. | Экскурсия по самой старой улице. Названия улиц. Почему они так называются? |
Экскурсия. Беседа. Исследование. |
|
5. | Поселение, его тип. Застройки: жилые дома, хозяйственные и общественные застройки. | Исследование - записи в полевой дневник. | |
6-13. | История возникновения школы в деревне.
Тип школы раньше и теперь. Работники школы. Сбор экспонатов. Переписка с музеями. |
Работа с литературой. Исследование. Анкета. |
|
14. | Усадьба и жилище. Тип усадьбы. Тип жилого дома. Интерьер. |
Исследование. Беседа с жителями. | |
15-17. | Живая история деревни. Старожилы. | Встреча с жителями. | |
18-19. | Пословицы и поговорки, употребляемые в
деревне. Загадки. Сказки. Народные песни. |
Исследование. Запись в полевой дневник. Обработка записей. |
|
20- 21. | Местный диалект. | Исследование. | |
22. | Земледелие. Культуры, характерные для
хозяйства раньше и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Их определение по народным приметам. |
Встреча с жителями деревни. | |
23. | Животноводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. | Изучение литературы. Встреча с жителями. |
|
24. | Рыболовство. Роль рыболовства в жизни
людей. Орудия лова. |
Изучение литературы. Исследование. |
|
25-26. | Одежда. Составные части костюма:
девичьего, женского, мужского, детского. Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и его расположение на одежде. |
Изучение литературы. | |
27. | Свадебные обряды. Место знакомство
юношей и девушек. Сватовство и свадьба. |
Изучение литературы. Оформление материала. |
|
28-29. | Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь. | Запись игр. Исследование. |
|
30. | Итоговое занятие. Празднование юбилея района. |
"Круглый стол". Творческий отчёт. |