Цели урока:
- Расширение представлений о кошках и собаках;
- Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками;
- Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;
- Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
Оборудование:
- Учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешаков, 1 класс;
- Компьютер и медиапроекционное оборудование;
- Презентация “Кошки и собаки”,
- Предметы ухода за кошками и собаками;
- Рисунки детей; карточки с тестом; костюмы кошки и собаки.
Ход урока
В проведении урока участвуют ученик и ученица пятого класса, играющие роль кошки и собаки.
1. Организационный момент.
У. - Сегодня к нам в класс пришли гости. Поприветствуем их.
- …
- К нам в гости должен ещё кто-то прийти. Хотите узнать кто?
Отгадайте загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
- …
2. “Яркое пятно” - костюмированные гости. Постановка проблемы.
Стук в дверь. В класс входит девочка (пятиклассница) в костюме кошки.
К. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я кошка Мурка.
Как много ребятишек, девчонок и мальчишек!
А у них есть бантики на веревочке? Очень я с бантиками играть люблю.
У. – У наших девочек много бантиков.
К. – А ваши мальчики за хвост меня
дергать не будут? Этого я очень не люблю!
У. – Как, мальчики, не будем обижать нашу
гостью?
- …
К. – И последний вопрос. А не спрятался
ли здесь мой самый главный враг?
У. – А кто это?
К. – Отгадайте:
Черный нос, колечком хвост,
Дом охраняет,
Громко лает,
Нас, кошек, пугает!
- …
Стук в дверь. В класс входит мальчик (пятиклассник) в костюме собаки. Кошка прячется за учителя.
С. – Здравствуйте! Это 1 класс? А я пес Шарик.
Как много ребятишек, девчонок и мальчишек! А можно с ними поиграть?
У. – Конечно, можно, но только к нам в гости уже пришла кошка Мурка, и она говорит, что вы друг друга не любите.
Кошка выглядывает из-за спины учителя, шипит. Собака в ответ рычит.
С. – Р-р-разумеется, у кошек с собаками
давняя вр-р-ражда. Кошки никак не могут
согласиться, что именно мы, собаки, человеку и
нужнее, и полезнее.
К. – Нет, мы, кошки, нужнее и полезнее!
У. – Не ссорьтесь! Давайте мы с ребятами
поможем решить ваш спор. Ребята, поможем?
- …
3. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.
Презентация “Кошки” и “Собаки”.
У. – Кошка Мурка, что ты можешь сказать в защиту кошек?
Кошка рассказывает, параллельно идет показ презентации “Кошки”.
К. – Мы, кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили нас 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И нас, кошек окружили таким вниманием, какого мы раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда нам, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от нас требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в нашем распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
А в дикой природе у нас остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
Но вернемся к домашним кошкам. Все мы похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.
Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке - удовольствие.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы - темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, мы, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные “профессии” кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.
У. – Спасибо, кошка Мурка, очень интересный рассказ. А вам, ребята, понравилось? Поаплодируйте Мурке.
А ты, Шарик, что расскажешь в защиту собак?
Собака рассказывает, параллельно идет показ презентации “Собаки”.
С. – Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.
А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.
Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
Всех собак можно разделить на три большие группы:
- Охотничьи;
- Служебные;
- Декоративные.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
У. – Спасибо, Шарик, за интересный
рассказ. А вам, ребята, понравилось?
Поаплодируйте Шарику.
- …
У. – А теперь спросим у ребят, кто нужнее
человеку?
- …
У. – Как видите, ребята считают, что
человеку нужны и кошки, и собаки. Не из-за чего вам
ссориться, а нужно помириться и вместе играть с
ребятами.
4. Физминутка.
Звучит песня “Собака-бяка” (Л.Вихарева, Т.Шапиро). Собака и кошка проводят разминку.
5. Самостоятельная работа (тест). Проверка со зрительной опорой.
У. – А теперь проверим, как внимательно вас слушали ребята.
Кошка и собака раздают ученикам листки с тестом.
У. – Прочитайте первый вопрос.
Д. – Кто был приручён человеком раньше?
Демонстрируется слайд с вопросом.
У. – Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
- Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
На слайде появляется изображение собаки.
У. – Прочитайте второй вопрос.
Д. – Какие домашние животные самые
распространенные?
Демонстрируется слайд с вопросом.
У. – Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
- Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
На слайде появляется изображение кошки.
У. – Прочитайте третье задание.
Д. – Найдите родственников и соедините.
Демонстрируется слайд с заданием.
ЛЕВ | ||
ШАКАЛ | ||
ЛЕОПАРД | ||
КОШКИ | ТИГР | СОБАКИ |
ВОЛК | ||
ПЕСЕЦ | ||
РЫСЬ | ||
ЛИСА |
Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.
У. – Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы!
6. Продолжение работы над темой урока. Беседа “Как ухаживать за кошкой и собакой”.
У. – У кого дома есть кошки? Как вы
ухаживаете за ними?
- …
У. – Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за кошками.
- …
У. – Рассмотрите рисунки на странице 54
учебника. (Демонстрируется аналогичный слайд)
Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за
кошкой.
- …
У. – У кого дома есть собаки? Как вы
ухаживаете за ними?
- …
У. – Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за собаками.
- …
У. – Рассмотрите рисунки. (Демонстрируется
аналогичный слайд.) Расскажите, как нужно
ухаживать за собакой.
- …
У. – А если ваш питомец заболел?
- …
У. – Домашние животные нуждаются в
заботе человека. Если мы решили завести кошку или
собаку, нужно создать для них хорошие условия
жизни.
7. Физминутка.
У. – Мурка, Шарик, не пора ли поиграть с ребятами?
Дети вместе с кошкой и собакой выполняют движения (ходьба на месте, на 3 и 4 строчках махи вверху правой, затем левой рукой) и проговаривают речевку:
Мы гуляли, мы гуляли
И корову повстречали,
Поздоровались:
Му – му!
Мы гуляли, мы гуляли
И лошадку повстречали,
Поздоровались:
Иго-го!
Мы гуляли, мы гуляли
И котенка повстречали,
Поздоровались:
Мяу-мяу!
Мы гуляли, мы гуляли
И собачку повстречали,
Поздоровались:
Ав-ав!
8. Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”
У. – Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто “Уехали”.
Два ученика – первоклассника декламируют стихотворение.
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
У. –
Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?Д. – Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
У. – Что случилось потом? Почему щенок остался один?
Д. – Ребята уехали.
У. – Как переживал щенок расставание с ребятами?
Д. – Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
У. – Чем закончилась история с щенком?
Д. – Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
У. – Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д. – Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У. – Но не всегда так бывает… По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. Как вы думаете, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
- …
У. – Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома.
У. – Как можно позаботиться о бездомных собаках и кошках?
- …( Из ответов детей: Построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек).
У. – Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Сотрудники приюта – это люди, которые любят животных и имеют время, чтобы ухаживать за ними, это пенсионеры, студенты Ветеринарной и Тимирязевской академий, старшеклассники, фельдшеры. Любой желающий может прийти на субботник и помочь сотрудникам приюта: покормить животных, выгулять их, убраться в клетках, помыть их миски и так далее. У многих собак имеются опекуны, которые регулярно приходят в приют к своим любимцам, выгуливают их, вычесывают им шерсть, занимаются дрессировкой. Многим хронически больным собакам подобные прогулки намного продлевают жизнь.
Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.9. Итог урока.
У. – Что должен делать человек, если у
него дома живет домашнее животное?
- …
У. – Откуда берутся бездомные собаки и
кошки?
- …
У. – Что нужно делать, чтобы
бездомных животных становилось меньше?