Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в средней школе, как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки школьника на весь период обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный комплект образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общественных ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
На основе содержания учебной программы, которая определена Государственными требованиями (федеральный компонент), разработан контрольный раздел программы, который обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения теоретических знаний и умений каждого школьника. Этот контрольный раздел органически входит в каждое занятие.
В соответствии с требованиями контрольного раздела Государственного образовательного стандарта, в котором говорится, что к итоговому контролю, который проводится в форме устного опроса по теоретическому разделу программы, допускаются школьники, выполнившие обязательные тесты по общей и технической физической подготовке (не ниже “удовлетворительно”). Остро встает вопрос: как оценивать школьников, по состоянию здоровья освобожденных от практических занятий по физической культуре? Для того чтобы объективно оценить знания школьников, разработаны настоящие тестовые задания по тем видам спорта, которые входят в практический раздел программы по физической культуре.
Количество тестовых заданий по видам спорта зависит от количества учебных часов, которые определены в практическом разделе программы на каждый вид спорта. Соответственно по тем видам спорта (легкая атлетика, лыжный спорт), по которым количество часов составляет большее число на каждого школьника и тестовых заданий составлено соответственно больше, примерно по одному заданию на каждый час учебный занятий и больше. По видам спорта, занятия по которым проводятся в ознакомительном порядке, составлено по 10 тестовых заданий.
По каждому виду спорта предлагается два варианта тестовых заданий. Первый (облегченный) вариант и второй (усложненный) вариант.
Первый вариант тестовых заданий составлен для среднего школьного возраста, второй вариант – для старшего школьного возраста. Подготовка к тестовому контролю, в соответствии с задачами учебной программы по физической культуре, проводится школьниками самостоятельно, под руководством преподавателя физической культуры, проводящего занятия в данном классе.
Форма проведения зачетного занятия по тестовым заданиям может быть различна: от устного опроса до программированного контроля. Задания составлены с учетом их использования в компьютере. Опыт использования тестовых заданий в ПЭВМ в школе №1363 ЮВАОУО г. Москвы дает положительные результаты.
По количеству правильных ответов на тестовые задания выставляется соответствующая оценка:
- за 90% правильных ответов – 5 (“отлично”)
- за 75% правильных ответов – 4 (“хорошо”)
- за 55% правильных ответов – 3 (“удовлетворительно”).
Тестовые задания по практическому разделу физической культуры помогут преподавателям школ и ССУЗ более качественно проводить учебный процесс, а школьникам и студентам колледжей и техникумов быстрее и легче подготовиться к зачетному занятию по физической культуре, расширят их кругозор и углубят знания в области физической культуры.