Оборудование:
- физическая карта России;
- настенная карта “Географическое распространение семейства лососевых”;
- настенная таблица “Семейство лососевых”;
- пособия: “Живые жемчужины моря”, “ Тихоокеанские лососи Камчатки”;
- буклеты: “Нефть или лосось – будущее Камчатки”, “Подумай дважды! Культивируемый лосось – стоит ли его покупать?”;
- демонстрационный материал: горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, сима (в натуральную величину);
- аппликации рыбы (из цветной бумаги), маркеры, фломастеры, ватманы;
- презентация занятия “Охрана лосося: правовые аспекты”;
- костюмы для экологической сказки о лососе;
- международный документ “Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана”;
- Федеральный Закон РФ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”.
Цели занятия:
обучающие:
- продолжить формировать знания о родном крае;
- обобщить знания, полученные на элективном курсе “Камчатский лосось”;
- познакомить учащихся с нормативно-правовыми документами, регулирующими вопросы охраны водных биоресурсов.
развивающие:
- проводить популяризацию идей сохранения биоразнообразия Камчатки;
- продолжить развивать умения обсуждения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, работы в малых группах.
воспитывающие:
- пропагандировать научную и практическую важность сохранения биоразнообразия лососевых Камчатки;
- формирования понимания учащимися места лососей в экосистемах Камчатки, недопустимости их исчезновения.
Эпиграф занятия:
“В реках сохранить лосося надо!
Нет важнее на Камчатке клада!”
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Лосось – главное богатство Камчатки.
III. Экологическая сказка о лососе.
IV. Правовые аспекты охраны лососей Камчатки.
V. Заключительная часть. Итоги (рефлексия).
I. Организационный момент.
1. Занятие начинается словами стихотворения Карины Хайруллиной:
Лосось есть, золото Камчатки –
Не исчерпай его до дна.
Поверь, не станешь ты богаче,
А разоришь ты сам себя.
Никто не дал такого права –
Губить природу без оглядки.
И должен сделать ты немало,
Чтоб сохранить лосось Камчатки.
2. Объявляются цели занятия.
Учитель географии: Сегодня мы проводим совместное занятие элективного курса “Камчатский лосось” и предмета обществознания.
Ежегодно в мире добывается около 2,5 млн т. лосося, из них только 500 тыс. т. – лосось, который воспроизводится на природных нерестилищах.
Камчатка – последний крупный регион Азии, где сохранился дикий лосось, где есть условия для его естественного воспроизводства; регион, который может рассматриваться как глобальный резерв генофонда дикого лосося; регион, где воспроизводится 1/5 часть мировых запасов природного лосося и наблюдается одно из самых больших в мире видовых разнообразий лососевых рыб.
Для естественного воспроизводства лососевых нужно немногое: чистая вода, нетронутые нерестилища, большие площади ненарушенной природы. В современный период появилась еще одна проблема – неумеренное изъятие лосося, возвращающегося на нерест, причем не только в устьях рек, но и на нерестилищах, что за короткий срок приводит к деградации лососевых стад.
Но рыба еще есть и есть надежда, что люди используют последние шансы, последние возможности и осознают, что лосось на Камчатке – не просто рыба, это жизнь, достояние, клад.
Сохраняя лосося сегодня, мы сохраняем будущее Камчатки.
Учитель обществознания: сообщает тему, эпиграф, цели занятия.
3. Мотивация. “Мозговой штурм”.
Учитель географии: Какие ассоциации возникают у вас со словом “лосось” (слово “лосось” вынесено на настенной доске и обозначено в презентации). Изложите свою мысль одним словом.
После подведения итогов “мозгового штурма”, учитель географии проговаривает план занятия.
Учитель обществознания: На совместном нашем занятии работать вы будете в группах, в каждой группе распределены роли участников:
- руководитель (руководит работой группы, организует, контролирует, направляет, корректирует действия участников группы);
- докладчик (делают доклады);
- содокладчик (оказывает помощь докладчику);
- оформитель (оформляет работу группы).
Каждая группа должна придумать свое название, связанное с темой занятия.
II. Лосось – главное богатство Камчатки.
На столах у учащихся пособия “Живые жемчужины моря”, “Тихоокеанские лососи Камчатки”.
Учитель географии: Лососевые рыбы известны с палеогенового периода кайнозойской эры, которая началась 65 млн л.н. Лососи не относятся к древнейшим рыбам. Общепринятой точки зрения, от каких рыб – морских или пресноводных – произошли лососи, нет. Давайте вспомним, что мы знаем о лососевых рыбах?
Группам предлагаются задания, на выполнение которых отводится 2-3 минуты.
1 группа
- Выделить общие особенности лососей.
- Каковы места их обитания и отличия от других рыб?
2 группа
- Перечислить представителей “великолепной шестерки” лососевых Камчатки.
- Каковы их характерные особенности?
3 группа
- Почему лососей считают настоящей загадкой природы?
- Каково их значение?
Приблизительные ответы учащихся даны в приложении № 1.
Учитель географии: Именно на Камчатке наиболее велико разнообразие лососевых рыб.
Все шесть представителей тихоокеанских лососей. Род благородных лососей (тихоокеанских форелей) представлен проходной и речной формами микижи. Проходная форма микижи – камчатская семга – находится под пристальным наблюдением ученых и защитой государства. Она занесена в Красную книгу РФ, в перечень редких и исчезающих видов (дикая микижа сохранилась только на Камчатке).
Род гольцов насчитывает более 10 видов и форм, в том числе эндемиков, которые не встречаются больше нигде на Земле.
III. Экологическая сказка о лососе.
Сказку сочинили и показали на одном из фестивалей “Хранители Лосося–2008” учащиеся 10–11 классов школы, посещающие элективный курс “Камчатский лосось”.
Текст сказки дан в приложении № 2.
IV. Охрана лососей: правовые аспекты.
Учитель обществознания: Сегодня мы познакомимся с двумя нормативно-правовыми документами, один из которых носит международный характер, другой ФЗ (Федеральный закон) РФ.
1. Конвенция – это международный документ, обладающий обязательной силой для сторон его подписавших.
“Конвенция о сохранности запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана” была подписана 11.02.1992 г. 4-мя странами РФ, США, Японией и Канадой.
Учитель обществознания: Ребята, давайте обратимся к документу и еще раз вспомним, какие виды рыб называются анадромными?
Ответ: Анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящиеся в пресной воде, совершающие миграции в море для нагула и возвращающиеся для нереста в места своего воспроизводства.
Учитель обществознания: Как вы думаете, почему именно эти страны подписали данную конвенцию?
Ответ: Основные запасы анадромных видов рыб северной части Тихого океана образуются в водах именно этих стран, они смешиваются в водах океана, поэтому эти страны объединяют свои усилия для контроля над их промыслом и сохранения этих запасов.
Работа в группах (“Конвенция о сохранности запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана” от 11.02.1992 г.)
1 группа
Статья № 2.
- Какие основные понятия используются в данной Конвенции?
Ответ: понятия “рыба”, “промысел”, “специализированный промысел”, “случайное изъятие”, “экологически связанные виды”, “Первоначальные Стороны”.
2 группа
Статья № 3 п.1,3; № 4 п.4; № 6 п.1,3; № 7 п.1
- Каковы обязательства стран, подписавших данную Конвенцию?
Ответ:
- специальный промысел АВР (анадромные виды рыб) запрещен;
- случайное изъятие АВР должно быть сведено к минимуму, рыба должна быть немедленно выпущена в море;
- совместные меры для предотвращения торговли АВР, добытые в нарушении запретов;
- сотрудничество в обмене информации по различным вопросам;
- сотрудничество в проведении научных исследований, с целью сохранения запасов АВР.
Учитель обществознания: Данная конвенция учреждает международную Комиссию, цель которой – сохранение АВР в северной части Тихого океана. В неё входят по 3 представителя от сторон, которых могут сопровождать эксперты и советники. Каждая сторона имеет один голос. Решение принимается большинством голосов. Комиссия собирается ежегодно на сессию.
3 группа
Статья № 9 п.1, 2, 5, 7, 8, 10.
- Каковы полномочия международной Комиссии по анадромным видам рыб?
Ответ:
- рекомендовать сторонам меры по сохранению запасов АВР;
- способствовать обмену информации о любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции, об условиях промысла и уловов;
- давать рекомендации в отношении научно-исследовательской деятельности;
- сотрудничать с соответствующими международными организациями;
- рекомендовать поправки к настоящей Конвенции.
Учитель обществознания: Мы познакомились с международным документом, регулирующим вопросы между странами его подписавшими.
Физкультминутка (учитель географии):
Друзья! Необходимо отдохнуть,
Через минуту, другую отправимся мы снова в путь.
Глаза прикройте.
Представьте, вы на берегу реки.
Она бежит быстро, попробуй, догони.
В речной воде – лососенок, малек игривый,
Он, как и вы, только пробует свои силы.
С жизнью мало знаком,
Кто друг, кто враг, толком и не знает он.
Глаза откроем, качнемся раз, и два, и три.
Вы, как и лососенок, в начале жизненного пути.
Без проб и ошибок знаний нет.
Вперед, необходимо рассмотреть, второй документ.
Учитель обществознания: Федеральный Закон РФ № 166 от 20.12.2004 г. “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, принят Государственной Думой 26.11.2004 г., одобрен Советом Федерации 8.12.2004 г.
Закон рассматривает и утверждает достаточно много аспектов:
- основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов;
- права на водные биоресурсы;
- объекты, виды рыболовства и др.
Мы рассмотрим Главу № 6 “Сохранение водных биоресурсов”, а так же Главу № 7 “Разрешение споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и ответственность за совершение правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов”.
Работа в группах
1 группа
Статьи 44–47
- Какие меры должны осуществляться в РФ для сохранения водных биоресурсов страны и среды обитания?
Ответ: Рыбохозяйственная мелиорация водных объектов:
- искусственное воспроизводство водных биоресурсов;
- акклиматизация водных биоресурсов;
- нормативы качества воды и водных объектов, требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения.
2 группа
Статьи 48–50
- Какие меры должны осуществляться в РФ для сохранения водных биоресурсов страны и среды обитания?
Ответ:
- рыбоохранные зоны (где вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности);
- рыбохозяйственные заповедные зоны;
- размещение, проектирование, строительство хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биоресурсов.
3 группа
Статьи 51–54
- Какие виды ответственности определяются за правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов?
- Какие предполагаются санкции?
Ответ: Уголовная и административная ответственность:
- возмещение вреда, причиненного водными биоресурсами;
- изъятие незаконно добытых водных биоресурсов и орудий незаконной добычи, безвозмездное.
Учитель обществознания: Незаконный вылов существовал всегда. Любой закон время от времени кто-либо нарушает, не задумываясь о последствиях. Почему так происходит (отвечают учащиеся)?
Главная причина – жажда наживы и нежелание думать о последствиях.
Учитель географии: К концу XX - началу XXI века атлантический лосось является только объектом научных исследований и спортивного рыболовства. Тихоокеанскому лососю повезло больше, так как на берега северной части Тихого океана промышленная цивилизация пришла позже.
Именно человек должен спасти и сохранить камчатского лосося. А этого можно добиться лишь при внимательном, бережном отношении к природе, при условии соединения усилий государства, научных институтов, природоохранных организаций и граждан России.
V. Заключительная часть. Итоги (рефлексия).
Каждой группе предлагается сочинить послание – призыв, посвященное охране лососевых рыб на Камчатке, озвучить его и предложить свои пути решения данной проблемы.
Учителями подводятся итоги совместного занятия элективного курса “Камчатский лосось” и предмета обществознания.
Рефлексия.
Представьте себя на спортивной рыбалке (у каждой группы есть свой улов – фигурки рыб разного цвета):
- Если вы, усвоили материал занятия и можете рассказать о нем другим, поместите фигурку рыбы красного цвета в реку на нерест.
- Если вы, в основном, все усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, фигурку рыбы зеленого цвета – в эстуарий реки, ей ещё нужно добраться до нереста.
- Если вы не усвоили материал занятия, многое осталось непонятным, фигурку рыбы желтого цвета – в море, пусть продолжает нагуливаться.
Учащиеся высказывают свое мнение о занятии.
Учащиеся исполняется гимн, посвященный второму детско-юношескому фестивалю на Камчатке “Хранители лосося–2007”.
Текст гимна смотреть в приложении № 5.
Домашнее задание выполняется учащимися по желанию:
1. Написать отзыв о занятии, что нового узнали и запомнили, какие эпизоды занятия вам понравились, о чем еще хотите узнать.
2. Приготовить сообщение или презентацию о лососевых Камчатки.