Цели:
- Ознакомить учащихся с журналами для детей 20-40гг. ХХ века, рассказать детям о Хармсе,
- Ознакомить с его стихотворениями,
- Дать общее представление об игре словами;
- Развивать навыки выразительного осознанного чтения;
- Воспитывать интерес к чтению, внимание к авторскому слову;
- Развивать и обогащать речь учащихся,
- Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.
Оборудование:
- компьютер,
- детские журналы,
- портрет Хармса,
- книги Хармса.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Речевая разминка.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
- Прочитайте медленно, с интонацией удивления, с восхищением, с ускорением, с замедлением, скороговоркой.
3. Постановка цели урока.
Подготовительная работа.
- К то из вас читает журналы? Какие это журналы?
- А ваши прабабушки и прадедушки, читали журналы «Чиж и Ёж». (слайд1) Чиж-это «Чрезвычайно Интересный Журнал»-издавался в Ленинграде(теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 годах для дошкольников. А «Ёж»-это «Ежемесячный журнал»-для детей младшего и среднего школьного возраста- издавался с 1928года. (Презентация. Слайды 2,3)
Чтение вопросов из журналов, с.159.(Презентация. Слайды 4,5)
- Сегодня мы познакомимся с произведениями одного из первых авторов этих журналов -со стихотворениями Даниила Хармса. (Презентация. Слайд 6)
Чтение статьи о журналах, с.158.
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине.
Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.
Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки,
Шутки не только в поэзии, но и в жизни. Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин и др.Чаще всего повторялось имя Хармс.
В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.
Чтение статьи О.Александровой о Д.Хармсе. (Презентация. Слайд 7)
Первичная проверка понимания.
- Что вы запомнили из моего рассказа о Данииле Хармсе?
- Каким вы себе его представляете? (Презентация. Слайд 8)
Первичное чтение стихотворения .
Работа с текстом, словарная работа.
- Понравилось ли вам стихотворение Д Хармса?
- Какие слова вызвали затруднения.
- Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел в виду автор, когда их писал?
- Кто играл, во что и как?
- А вы так играете?
- Что помешало игре?
- Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста?
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного.
(Презентация. Слайд 9.) Выразительное чтение стихотворения.
7. Итог урока.
- О творчестве какой группы поэтов вы сегодня узнали?
- О жизни какого человека вы сегодня читали и слушали?
- Что вы запомнили? (Презентация. Слайды 10,11)
- С каким стихотворением познакомились?
8. Домашнее задание.