На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Наша работа согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектным исследовательским подходом. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно -воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.
Компетенция - в переводе с латинского competentia, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Существуют следующие компетенции в обучении: межкультурная, коммуникативная, ценностно – смысловая, учебно–познавательная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.
Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Межкультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
На базе коммуникативной и в процессе ее освоения формируется межкультурная компетенция, которая является показателем сформированности языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.
Коммуникативная компетенция, связанная с языковыми и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и взаимно дополняют друг друга, более того, становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.
Цель обучения английскому языку в начальной школе –формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку.
Эта цель подразумевает:
- развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
- развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:
а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания культуры, истории и традиций этих стран;
б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов;
в) понимание важности изучения английского языка как средство достижения взаимопонимания между людьми;
г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.
Ключевые компетенции, формирующиеся в учебной деятельности у обучающихся на уроке английского языка.
Формируемые ключевые компетенции |
Компоненты ключевых компетенций |
Содержание компонентов |
формы |
методы |
средства |
Коммуникативная компетенция (способность к общению на чужом языке) |
1. Социокультурный компонент
2. Языковой/лингвистический
3. Социолингвистический
4. Речевой/дискурсивный
5. Компенсаторный/стратегический |
1. Знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой 2. Знание языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими, т.е. с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания. 3. Умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению 4. Умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных высказываниях 5. Умение анализировать и оценивать ситуации общения, и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка |
Основные формы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная. Проект, демонстрация, конкурс. Познавательная и ролевая игра, инсценирование, драматизация диалогов, создание собственных диалогов. Внеклассные формы работы:
|
Коммуникативный, познавательный, метод проектов, метод ролевых игр, метод активизации обучения метод исследования, метод контроля. |
Основные средства: УМК, аудиовизуальные. Вспомогательные: Справочники, сборники упражнений, Книги для дополнительного чтения, таблицы, карты стран, журналы, наглядные пособия. |
Межкультурная компетенция (способность к диалогу культур (модель немецкого лингводидакта Кнаппа-Поттхоффа)) |
1. Аффективный
2. Когнитивный
3. Стратегический
|
1. Опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектам. 2. Синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, общие знания о культуре и коммуникации. 3. Вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося |
Фольклорные сказки, стихи, песни, считалки, рифмовки. Составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем (переписка). |
Познавательный, метод проектов, метод ролевых игр, метод исследования. |
Игрушки, маски, карты, письма английских детей, реклама, объявления. |