Формирование коммуникативных компетенций при обучении английскому языку в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Наша работа согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектным исследовательским подходом. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно -воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Компетенция - в переводе с латинского competentia, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Существуют следующие компетенции в обучении: межкультурная, коммуникативная, ценностно – смысловая, учебно–познавательная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.

Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Межкультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

На базе коммуникативной и в процессе ее освоения формируется межкультурная компетенция, которая является показателем сформированности языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.

Коммуникативная компетенция, связанная с языковыми и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и взаимно дополняют друг друга, более того, становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.

Цель обучения английскому языку в начальной школе –формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку.

Эта цель подразумевает:

  • развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
  • развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:

а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания культуры, истории и традиций этих стран;

б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов;

в) понимание важности изучения английского языка как средство достижения взаимопонимания между людьми;

г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.

Ключевые компетенции, формирующиеся в учебной деятельности у обучающихся на уроке английского языка.

Формируемые ключевые компетенции

Компоненты ключевых компетенций

Содержание компонентов

формы

методы

средства

Коммуникативная компетенция

(способность к общению на чужом языке)

1. Социокультурный компонент

 

 

 

 

2. Языковой/лингвистический

 

 

 

 

 

 

3. Социолингвистический

 

 

 

 

 

4. Речевой/дискурсивный

 

5. Компенсаторный/стратегический

1. Знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой

2. Знание языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими, т.е. с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания.

3. Умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению

4. Умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных высказываниях

5. Умение анализировать и оценивать ситуации общения, и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка

 

 

 

 

Основные формы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная.

Проект, демонстрация,

конкурс.

Познавательная и ролевая игра, инсценирование, драматизация диалогов, создание собственных диалогов.

Внеклассные формы работы:

  • спектакль,
  • КВН,
  • праздник,
  • экскурсия.

 

 

 

 

Коммуникативный,

познавательный,

метод проектов, метод ролевых игр, метод активизации обучения метод исследования, метод контроля.

 

 

 

 

Основные средства: УМК, аудиовизуальные.

Вспомогательные:

Справочники, сборники упражнений,

Книги для дополнительного чтения, таблицы, карты стран, журналы, наглядные пособия.

Межкультурная компетенция

(способность к диалогу культур (модель немецкого лингводидакта Кнаппа-Поттхоффа))

1. Аффективный

 

 

 

2. Когнитивный

 

 

3. Стратегический

 

 

1. Опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектам.

2. Синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, общие знания о культуре и коммуникации.

3. Вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося

Фольклорные сказки, стихи, песни, считалки, рифмовки.

Составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем (переписка).

Познавательный, метод проектов, метод ролевых игр, метод исследования.

Игрушки, маски, карты, письма английских детей, реклама, объявления.