Цели
- Информационное обеспечение
- Развитие педагогической культуры
Ход собрания
- Информация ведущего об экзаменационном периоде .
Сдача экзаменов – это ответственный период в жизни любого молодого
человека, так как именно от его результатов зависит будущее.
Мне хотелось бы поделиться своими мыслями и суждениями относительно экзаменационного периода, возникающих (типичных) проблемах и возможных путях преодоления затруднений у детей. Эффективность этой работы во многом определяется консолидированными усилиями педагогов и родителей старшеклассников.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- Познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний.
- Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей.
- Эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
Безусловно, уровень знаний предопределяет успешность сдачи экзаменов.
Родителям необходимо позаботиться, прежде всего, о том, чтобы старшеклассник имел возможность заниматься дополнительно по тем учебным дисциплинам, по которым знания хуже.
Для этого надо поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а так же с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный совет, а при необходимости оказать помощь в восполнении пробела в знаниях. Родителям так же можно обратиться за помощью к репетитору “со стороны”, т.е. к специалисту из другого учебного заведения. Это распространенная практика на сегодняшний день. Если вы решили, что старшеклассник будет поступать в конкретный вуз, то необходимо узнать, есть ли там подготовительные курсы, и если они есть, надо записать ребенка на курсы. Это позволит с учетом специфики более глубоко узнать те или иные дисциплины и, как следствие, повысить уровень подготовки.
Мотивация – это необходимое условие успеха. Родителям старшеклассников важно сформировать у ребенка мотив к сдаче экзаменов, а это, значит, показать перспективу. Парадоксальный факт, но то, что может быть мощным ресурсом, как правило, по вине родителей оборачивается большим минусом.
В основе негативного, “несерьезного” отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, так как у любой медали есть и оборотная сторона.
Во-первых, у ребенка закрепляется инфантильность, а это неспособность принимать самостоятельные решения.
Во-вторых, закрепляется пассивность. А “халява” сама по себе развращает.
Такая позиция неприемлема, так как способствует формированию соответствующего эмоционального фона, подрывает веру ребенка в успех и собственные силы. И коль скоро речь зашла об эмоциональном компоненте, то следует охарактеризовать проблематику, связанную с данным компонентом.
- Правила организации жизни ребенка в предэкзаменационный и экзаменационный период.
Предэкзаменационный период и экзаменационный – это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это время тревожного ожидания, интенсивной подготовки и сдачи экзаменов.
Старшеклассники испытывают стресс. А стресс, по определению Ганса Селье, канадского ученого французского происхождения – “это то, что ведет к болезни и быстрому старению организма”.
Родители должны поддерживать психоэмоциональное здоровье своего ребенка:
- Контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня
- Поддерживать режим питания. Он должен быть правильным, т.е.:
- Контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после
(влияет на работоспособность). Сон составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться ребенок должен примерно в одно и тоже время.
утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. Питание должно быть рациональным, т.е. в рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи.
уроков ребенок должен отдохнуть в течение 30мин – 1 часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребенок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками (например, помыл посуду, навел порядок в квартире, позанимался физическими упражнениями и др.). Будет лучше, если семьей вы поедите в лес, к примеру, на шашлыки. Можно сходить в театр. Таким образом, вы отвлечете ребенка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.
И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал: “Эмоции – это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям. Ваше понимание и уверенность помогут ребенку.
Происходит обсуждение, ведущий отвечает на вопросы по теме занятия.
Комментарий и рекомендации
Данное занятие целесообразно организовать и провести с родителями учащихся 11 классов в середине учебного года. Это объясняется тем, что за три-четыре месяца до сдачи экзаменов увеличивается интенсивность подготовки старшеклассников к экзаменам, усиливается нервно-психическое напряжение, связанное с томительным ожиданием экзаменов, своего рода – финишная прямая.
Ведущему следует сделать упор на поддержку родителями своих детей в этот нелегкий период. Следует также обратить внимание на современные формы работы и отдыха родителей и детей.
В заключение необходимо проинформировать родителей о возможности воспользоваться консультативной помощью психолога.