Тип урока: урок повторения и закрепления всех действий с целыми числами.
Цели:
- Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с целыми числами; решение уравнений.
- Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
- Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать аккуратность, чувство ответственности, коллективизма.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, лото, перфокарта.
На доске висят плакаты с этапами.
Рис.1.
Рис. 2.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка целей урока
Учитель: Класс разбивается на команды по 5-6 человек. Каждая команда – это экипаж машины, капитан – водитель. Вам предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы действий с целыми числами. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Учащиеся готовят тетради, ручки для вычислений. Каждый этап гонки оценивается баллами.
Девиз гонки: «Торопись – медленно!»
Учитель дает команду: «На старт!»
I этап. «Проверим местность»
Учитель: Сейчас мы проверим с вами местность. Для этого напишем математический диктант. Два человека (эксперты) пишут за доской. У каждого члена экипажа два листочка, проложенных копировальной бумагой. Верхний листок сдается жюри, нижний остается у ученика. Члены экипажа с нечетными номерами решают первый вариант, с четными – второй. Затем ученики обмениваются листочками и сверяют с записью на доске и выставляются баллы (за каждое задание 1 балл).
Математический диктант
I В II В
№ 1. Найдите число, противоположное данному:
– 12 18
№ 2. Сравните числа:
–16 и – 28 – 44 и – 20
№ 3. Какому числу равно:
– (–81) –(+36)
№ 4. Какой знак имеет произведение:
пяти положительных шести положительных
и четырех отрицательных чисел? и трех отрицательных чисел?
№ 5. Найдите частное чисел:
– 54 : (+6) –48 : (–8)
II этап. «Составим карту гонки»
Математическое лото
Учитель: Каждому экипажу дается карточка с заданиями и разрезанная картинка с ответами. Члены экипажа решают на листочках. За каждый верно решенный пример 1 балл (максимально 12 баллов).
Основная карта
–37 – (–67) | 46 – 79 | –36 + 8 | –9999 : 11 |
42 : (–3) | –41•(–2) •3 | –53 – 102 | 58 – 107 |
–84 – (+27) | –30 – (–99) | –77 + (–12) | –560 : (–80) |
Ответы:
–909 | –28 | –33 | 30 |
–49 | –155 | 246 | –14 |
7 | –89 | 69 | –111 |
Рис. 3.
При выполнении задания экипажами эксперты стоят рядом, проверяют.
III этап. «Гонка по пересеченной местности»
Учитель: Всем экипажам выдаются карточки с одинаковыми заданиями 3-х уровней сложности. Каждый член экипажа выбирает для себя определенный уровень и решает на отдельном листочке. Потом сдается на проверку экспертам.
I уровень – 3 балла;
II уровень – 4 балла;
III уровень – 5 баллов.
I уровень
- –59 – (–48 + 11);
- 72 : (–22 – 14);
- 48 • (–3) –28;
- (–56 + 56) • (–7).
II уровень
- (–32 – 11) • (–5 – (–11));
- (–28 – (–49)) : (47 – 68);
- (–42–24) : (18 – 51).
III уровень
- (–17– (–23) + 47– (+19) + (–24)) : (–20 – (–11) + 4);
- –280 : (–14)– (–4) : 2 + 360 : (–6).
Ответы:
I уровень: – 22; – 2; – 172; 0.
II уровень: – 258; – 1; 2.
III уровень: – 2; – 38.
IV этап. «Внезапная остановка – авария»
Работа с перфокартами
Учитель: Необходимо устранить
неисправность вашего автомобиля.
Каждый член экипажа получает билет из девяти
заданий. К каждому заданию дается четыре ответа,
один из которых верный. Вместе с билетом каждому
дается контрольный талон, в котором надо
зачеркнуть числа, под которыми в его билете даны
правильные ответы. В каждом контрольном талоне
должно быть зачеркнуто девять чисел.
Пример билета.
БИЛЕТ 1 | ||
1. – 12 – 46 = 1. 58 |
2. 59 – ( –18 ) = 5. 41 |
3. 7 – 96 = 10. – 103 |
4. – 534 – ( – 1250 ) = 12. 716 |
5. 0 – ( –254 ) = 20. – 254 |
6. 964 – ( –720 ) = 25. 244 |
7. – 1500 – 112 = 24. – 1388 |
8. – 300 – ( –7 ) = 29. – 293 |
9. – 1593 – ( –4348 ) = 32. – 5941 |
Контрольный талон
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Контрольные талоны проверяют эксперты с помощью перфокарты:
«5» – 9 крестиков;
«4» – 7-8 крестиков;
«3» – 5-6 крестиков;
«2» – меньше 5 крестиков.
V этап. «Привал»
«Цветик – семицветик»
Учитель: Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это ответы. На каждый стол выдается "цветок" и карточка с заданием «Решить уравнение». Задания одинаковые. Решив уравнение и найдя его корень, экипаж должен закрасить лепесток цветка в цвет соответствующий на карточке. Каждое задание – 1 балл. Затем цветок экипажа сравнивается с эталоном.
Задание (решить уравнение). | Результат. | Цвет. | |
1 | – 15 – х = – 23 | Желтый | |
2 | ( – х ) + 8 = 29 | Красный | |
3 | ( – 28 ) – х = – 13 | Зеленый | |
4 | х • ( – 7 ) = – 77 | Синий | |
5 | х : 5 = – 10 | Коричневый | |
6 | – 15 • х = 90 | Фиолетовый | |
7 | – 12 + х = 0 | Розовый |
VI этап. «Финиш»
Кодированное слово
Вопрос: В какой стране впервые появились отрицательные числа?
Карта заданий:
Карта ответов:
–1 | 4 | 2 | 3 | –2 |
А | И | К | Й | Т |
Экипажи показывают слово. Китай. (Максимальное количество баллов – 5).
Краткая историческая справка об отрицательных числах (Приложение 1)
Подведение итогов, награждение команд