Игра "Математическое ралли". Тема "Действия с целыми числами". 6-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6


Тип урока: урок повторения и закрепления всех действий с целыми числами.

Цели:

  • Образовательная: проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с целыми числами; решение уравнений.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
  • Воспитательная: прививать интерес к математике, воспитывать аккуратность, чувство ответственности, коллективизма.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек, лото, перфокарта.

На доске висят плакаты с этапами.

Рис.1.

Рис. 2.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и постановка целей урока

Учитель:  Класс разбивается на команды по 5-6 человек. Каждая команда – это экипаж машины, капитан – водитель. Вам предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы действий с целыми числами. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.

Учащиеся готовят тетради, ручки для вычислений. Каждый этап гонки оценивается баллами.

Девиз гонки: «Торопись – медленно!»

Учитель дает команду: «На старт!»

I этап. «Проверим местность»

Учитель: Сейчас мы проверим с вами местность. Для этого напишем математический диктант. Два человека (эксперты) пишут за доской. У каждого члена экипажа два листочка, проложенных копировальной бумагой. Верхний листок сдается жюри, нижний остается у ученика. Члены экипажа с нечетными номерами решают первый вариант, с четными – второй. Затем ученики обмениваются листочками и сверяют с записью на доске и выставляются баллы (за каждое задание 1 балл).

Математический диктант

I В                                                        II В

№ 1.    Найдите число, противоположное данному:

– 12                                                               18

№ 2.    Сравните числа:

–16  и  – 28                                             – 44  и  – 20

№ 3.  Какому числу равно:

– (–81)                                                      –(+36)

№ 4. Какой знак имеет произведение:

пяти положительных                                    шести положительных
и четырех отрицательных  чисел?               и трех отрицательных чисел?

№ 5. Найдите частное чисел:

– 54 : (+6)                                            –48 : (–8)

II этап. «Составим карту гонки»

Математическое лото

Учитель: Каждому экипажу дается карточка с заданиями и разрезанная картинка с ответами. Члены экипажа решают на листочках. За каждый верно решенный пример 1 балл (максимально 12 баллов).

Основная карта

–37 – (–67) 46 – 79 –36 + 8 –9999 : 11
42 : (–3) –41•(–2) •3 –53 – 102 58 – 107
–84 – (+27) –30 – (–99) –77 + (–12) –560 : (–80)

Ответы:

–909 –28 –33 30
–49 –155 246 –14
7 –89 69 –111
       

Рис. 3.

При выполнении задания экипажами эксперты стоят рядом, проверяют.

III этап. «Гонка по пересеченной местности»

Учитель: Всем экипажам выдаются карточки с одинаковыми заданиями 3-х уровней сложности. Каждый член экипажа выбирает для себя определенный уровень и решает на отдельном листочке. Потом сдается на проверку экспертам.

I уровень – 3 балла;
II уровень – 4 балла;
III уровень – 5 баллов.

I уровень

  1.   –59 – (–48 + 11);
  2.   72 : (–22 – 14);
  3.   48 • (–3) –28;
  4.   (–56 + 56) • (–7).

II уровень

  1.   (–32 – 11) • (–5  – (–11));
  2.   (–28 – (–49)) : (47 – 68);
  3.   (–42–24) : (18 – 51).

  III уровень

  1.   (–17– (–23) + 47– (+19) + (–24)) : (–20 – (–11) + 4);
  2.   –280 : (–14)– (–4) : 2 + 360 : (–6).

Ответы:

I уровень: – 22;  – 2;  – 172;  0.
II уровень: – 258;  – 1;   2.
III уровень: – 2;  – 38.

IV этап. «Внезапная остановка – авария»

Работа с перфокартами

Учитель: Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля.
Каждый член экипажа получает билет из девяти заданий. К каждому заданию дается четыре ответа, один из которых верный. Вместе с билетом каждому дается контрольный талон, в котором надо зачеркнуть числа, под которыми в его билете даны правильные ответы. В каждом контрольном талоне должно быть зачеркнуто девять чисел.

Пример билета.

БИЛЕТ  1
1. – 12 – 46 =

1. 58
2. – 34
3. 34
4. – 58 

2. 59 – ( –18 ) =

5. 41
7. 77
6. – 41
8. – 77

3. 7 – 96 =

10.   – 103
13.   89
9.   – 89
11.   113

4. – 534 – ( – 1250 ) =

12. 716
15. – 1784
14. – 716
18.   1736

5. 0 – ( –254 ) =

20. – 254 
16. 254
17. 0
21. 46

6. 964 – ( –720 ) =

25. 244
23. – 1684
22.    262
19.   1684

7. – 1500 – 112 =

24. – 1388
28. 1612
27. – 1612 
26. 1388

8. – 300 – ( –7 ) =

29. – 293
35. – 307
34. 307
36.  293

9. – 1593 – ( –4348 ) =

32. – 5941
31. 2755
30. 5941
33. – 2750

Контрольный талон

1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36

Контрольные талоны проверяют эксперты с помощью перфокарты:

«5» – 9 крестиков;
«4» – 7-8 крестиков;
«3» – 5-6 крестиков;
«2» – меньше 5 крестиков.

V этап. «Привал»

«Цветик – семицветик»

Учитель: Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это ответы. На каждый стол выдается "цветок"  и карточка с заданием «Решить уравнение». Задания одинаковые. Решив уравнение  и найдя его  корень, экипаж должен закрасить лепесток цветка в цвет соответствующий на карточке. Каждое задание – 1 балл. Затем цветок экипажа сравнивается с эталоном.

Задание (решить уравнение). Результат. Цвет.
1 – 15 – х = – 23   Желтый
2 ( – х ) + 8 = 29   Красный
3 ( – 28 ) – х = – 13   Зеленый
4 х • ( – 7 ) = – 77   Синий
5 х : 5 = – 10   Коричневый
6 – 15 • х = 90   Фиолетовый
7 – 12 + х = 0   Розовый

VI этап. «Финиш»

Кодированное слово

Вопрос: В какой стране впервые появились отрицательные числа?

Карта заданий:

Карта ответов:

–1 4 2 3 –2
А И К Й Т

Экипажи показывают слово. Китай. (Максимальное  количество баллов – 5).

Краткая историческая справка об отрицательных числах (Приложение 1)

Подведение итогов, награждение команд