Основные цели:
- Способствовать ознакомлению детей с произведением В.Драгунского “Девочка на шаре”. Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.
- Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.
- Воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.
Оборудование: Учебник, индивидуальные карточки, доска, портрет Виктора Драгунского, произведения Виктора Драгунского.
Ход урока.
I.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в деятельность.
- Выделить содержательную область “могу”.
Организация учебного процесса на I этапе.
1.На доске слова: Мама, папа, я = мы
- В какую одну тему можно объединить эти слова? (семья)
- Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения? (раздел, который мы изучаем называется “Мы с папой и мамой”).
- Чему посвящены произведения этого раздела? (семье, то есть детям, папам, мамам).
- Какова тема этих произведений? (взаимоотношения детей и родителей, их чувства)
2. Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то что переживают герои? (да).
- Ну что ж: в Добрый путь!
“Где есть желание, найдется путь”.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:
- Актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала: повторить названия произведений изученные ранее, авторов, героев.
- Актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала: внимание, память, обобщение, аналогия.
- Зафиксировать необходимость введения нового материала (произведения).
Организация учебного процесса на II этапе.
1.С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились в разделе “Мы с папой и мамой”?
Опорный конспект – на доске.
- “Всё в порядке.” | Эдуард Успенский |
- “Если был бы я девчонкой”- “…Бы?” | Виктор Драгунский |
- “Подарки под подушкой” | Ю.Коринец |
- “Разговор с дочкой” | А.Л.Барто |
- “Красные яблоки” | И.Дик |
- “Перед сном” | А.Л.Барто |
2.С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? ( “Красные яблоки”, “Перед сном”).
3.Что же интересного вы узнали из этих произведений, мы сейчас и проверим выполнив задания в группах. (задания по группам: 1гр, 2гр, 3гр.)
1 группа
Карточка
Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.
Задание: - Восстановить текст (проставить цифры)
- Рассказать наизусть стихотворение одному из участников группы.
Зажигают фонари
Сядь со мной,
Перед сном.
Поговори.
За окном.Целый вечер
Не была
Ты со мной
Да дела.
У тебя всё делаПоговорим
Перед сном,
Сядь со мной,
На фонари
За окном.
Поглядим.
Дополнительный вопрос: Какая основная мысль стихотворения? (ребёнок скучает, ему не хватает общения).
2 группа
Карточка
Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.
Задание: Ответить на вопросы (тебе помогут слова и словосочетания в скобках, подчеркни подходящие).
- От имени кого написано стихотворение? (ребёнка, мамы, папы)
- О чём, как вы думаете, хочет поговорить с мамой герой стихотворения? (он скучает, хочет конфет, поделиться новостями, позвать на улицу)
- Понятно ли из стихотворения кто это – сын или дочка? (Да, нет)
- Что нам подсказывает, что эта девочка? (текст, иллюстрации)
- Может ли на месте девочки быть мальчик? (Да, нет) Почему?
- Какое настроение надо передать при чтении стихотворения? (грустное, весёлое)
- Расскажи наизусть, соблюдая интонацию.
3 группа
Карточка
Рассказ “Красные яблоки” Иосиф Дик.
Задание: Найди ответы в тексте на следующие вопросы (отметь карандашом, зачитай)
Вопросы:
- Какое цирковое представление наблюдали из окна напротив Валерка и Севка?
- В какую игру предложил играть Валерка?
- Кто виноват в том, что на тротуаре появилось “хрустальное озерцо”?
- От чего встрепенулся Валерка?
- Почему Валерке становится страшно?
- Как Валерка встретил маму?
Коллективная проверка выполненных заданий (защита группами своего задания).
III. Постановка учебной задачи.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость изучения нового произведения.
- Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на III этапе.
1.На доске слова. Разделите их на 2 группы.
- фонарь
- за окном
- жонглёр
- Валерка и Севка
- зажигают
- наледь
- клоун
- целый вечер
- арена
- красные яблоки
- дела
- скорая помощь
- цирковое представление
- перед сном
2.По какому признаку вы их делили? ( по произведениям: “Красные яблоки”, “Перед сном”)
- Какие слова остались, назовите? Почему мы не смогли их определить не в одно из этих произведений?
- Можно ли их объединить в одну тему? Определите тему? (цирк)
3. Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Чему оно будет посвящено? (цирку).
4.Откройте учебник на стр. 130. Прочитайте название произведения, кто автор?
5.Сформулируйте тему урока: В.Драгунский “Девочка на шаре”.
- Чему мы будем учиться на уроке. Каковы наши задачи?
Дети:
- Познакомиться с содержанием произведения В.Драгунского “Девочка на шаре”. Определить тему произведения, героев произведения.
- Развивать устную речь, мышление, память, внимание, умения работать с текстом. Совершенствовать технику чтения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения темы произведения, знакомство с героями текста, совершенствование техники чтения.
Организация учебного процесса на IV этапе.
Запись в тетради: “Число, классная работа, тему урока”.
Мы изучили много произведений В.Драгунского. Каким вы его представляете? (это человек который интересуется жизнью детей их взаимоотношениями с родителями).
Словарная работа, лексическая работа.
- На доске слова: как вы их понимаете? Замените их другими словами.
- Ужасно
- Расхохотался
- Карабкались
- Занавески
- Потеха
- Подшибал
- Суматоха
- Засветил
- Нахлобучка
- Неразборчивым голосом
Правильное чтение слов: что, взрослые, в середине, блестящие, артист – жонглёр, вверх, затылком (как это?), ни с того ни с сего (как это по другому?), в дирижёра (кто это?), барабанщик, рассердился, тетеньке, в прическу, хохотали чуть не померли (как это?), успокоиться, объявляет.
а) -Какие произведения Драгунского мы читали? Что можем предположить о героях произведения? О жанре?
- Рассмотрите иллюстрацию стр.130? Где будет происходить событие? Кто это – девочка на шаре?
- Как называется раздел, в который входит это произведение? Что можно тогда предположить о героях?
б) Чтение 1 части вслух по абзацам, комментарий по ходу чтения.
- Кто выступает в роли рассказчика?
- Кто такая Аленка?
- Почему Дениска мало что запомнил из посещения циркового представления.
Вопросы к 1-й части:
- Каким мы видим Дениску?
- Какое настроение передается читателям? Когда вам было смешно?
- Как рассказчик добивается улыбки читателя? (Переносит цирковое представление в реальную жизнь, события описываются глазами ребёнка).
- Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре?
в) Чтение второй части про себя, выборочное чтение по вопросам:
- Что понравилось Дениске в цирке?
- Когда началась потеха?
- Почему потеха перешла в суматоху?
Вопросы и задания ко второй части:
- Что мы узнали о вкусах Дениски?
- Как автор создает у читателя ощущения сопричастности?
- Как надо читать отрывок о выступлении жонглёра?
- Прочитайте его выразительно?
- Что узнали про девочку на шаре?
г) Чтение 3 части вслух. Вопросы и комментарии по ходу чтения.
- Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного?
- Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое?
- Какое открытие поразило Дениску?
- Какое желание возникло у мальчика? Почему?
- Почему Дениска “уже ни на что не хотел смотреть”?
Вопросы и задания после чтения 3 части:
- Почему же Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом?
- Что нового вы почувствовали в Дениске? (Он в душе поэт, кажется взрослее, серьезнее).
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи обобщение по частям произведения.
Организация учебного процесса на V этапе.
1.Как вы думаете, каково лексическое значение слова “душа”? Однозначным или многозначным является это слово? (душа – это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа – человек – это добрый человек. Слово является многозначным).
2.Проверим правильность наших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик).
Душа:
- Внутренний психический мир человека, его сознание.
- То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
- Вдохновитель чего – нибудь, главное лицо.
- В старину: крепостной крестьянин.
- О человеке в устойчивых сочетаниях.
VI. Итог урока.
- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
- Появятся ли другие персонажи?
VII. Домашнее задание.
- Дочитать рассказ, записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения 4 и 5 частей.
- Ответить на первый и второй вопросы стр.138.