Урок литературного чтения. 3-й класс, "Школа–2100". "Девочка на шаре" В.Драгунский (1–4-е части рассказа)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Основные цели:

  1. Способствовать ознакомлению детей с произведением В.Драгунского “Девочка на шаре”. Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.
  2. Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; совершенствовать навыки выразительного, грамотного, внимательного чтения.
  3. Воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.

Оборудование: Учебник, индивидуальные карточки, доска, портрет Виктора Драгунского, произведения Виктора Драгунского.

Ход урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в деятельность.
  2. Выделить содержательную область “могу”.

Организация учебного процесса на I этапе.

1.На доске слова: Мама, папа, я = мы

- В какую одну тему можно объединить эти слова? (семья)

- Какое отношение может иметь слово семья к нашему уроку литературного чтения? (раздел, который мы изучаем называется “Мы с папой и мамой”).

- Чему посвящены произведения этого раздела? (семье, то есть детям, папам, мамам).

- Какова тема этих произведений? (взаимоотношения детей и родителей, их чувства)

2. Хотели бы вы и дальше окунуться в мир отношений детей с родителями, почувствовать то что переживают герои? (да).

- Ну что ж: в Добрый путь!

“Где есть желание, найдется путь”.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели:

  1. Актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала: повторить названия произведений изученные ранее, авторов, героев.
  2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала: внимание, память, обобщение, аналогия.
  3. Зафиксировать необходимость введения нового материала (произведения).

Организация учебного процесса на II этапе.

1.С какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились в разделе “Мы с папой и мамой”?

Опорный конспект – на доске.

- “Всё в порядке.” Эдуард Успенский
- “Если был бы я девчонкой”- “…Бы?” Виктор Драгунский
- “Подарки под подушкой” Ю.Коринец
- “Разговор с дочкой” А.Л.Барто
- “Красные яблоки”  И.Дик
- “Перед сном”  А.Л.Барто

2.С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? ( “Красные яблоки”, “Перед сном”).

3.Что же интересного вы узнали из этих произведений, мы сейчас и проверим выполнив задания в группах. (задания по группам: 1гр, 2гр, 3гр.)

1 группа

Карточка

Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.

Задание: - Восстановить текст (проставить цифры)

- Рассказать наизусть стихотворение одному из участников группы.

Зажигают фонари
Сядь со мной,
Перед сном.
Поговори.
За окном.

Целый вечер
Не была
Ты со мной
Да дела.
У тебя всё дела

Поговорим
Перед сном,
Сядь со мной,
На фонари
За окном.
Поглядим.

Дополнительный вопрос: Какая основная мысль стихотворения? (ребёнок скучает, ему не хватает общения).

2 группа

Карточка

Стихотворение А.Л.Барто “Перед сном”.

Задание: Ответить на вопросы (тебе помогут слова и словосочетания в скобках, подчеркни подходящие).

  1. От имени кого написано стихотворение? (ребёнка, мамы, папы)
  2. О чём, как вы думаете, хочет поговорить с мамой герой стихотворения? (он скучает, хочет конфет, поделиться новостями, позвать на улицу)
  3. Понятно ли из стихотворения кто это – сын или дочка? (Да, нет)
  4. Что нам подсказывает, что эта девочка? (текст, иллюстрации)
  5. Может ли на месте девочки быть мальчик? (Да, нет) Почему?
  6. Какое настроение надо передать при чтении стихотворения? (грустное, весёлое)

 - Расскажи наизусть, соблюдая интонацию.

3 группа

Карточка

Рассказ “Красные яблоки” Иосиф Дик.

Задание: Найди ответы в тексте на следующие вопросы (отметь карандашом, зачитай)

Вопросы:

  1. Какое цирковое представление наблюдали из окна напротив Валерка и Севка?
  2. В какую игру предложил играть Валерка?
  3. Кто виноват в том, что на тротуаре появилось “хрустальное озерцо”?
  4. От чего встрепенулся Валерка?
  5. Почему Валерке становится страшно?
  6. Как Валерка встретил маму?

Коллективная проверка выполненных заданий (защита группами своего задания).

III. Постановка учебной задачи.

Цель:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость изучения нового произведения.
  2. Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на III этапе.

1.На доске слова. Разделите их на 2 группы.

  • фонарь
  • за окном
  • жонглёр
  • Валерка и Севка
  • зажигают
  • наледь
  • клоун
  • целый вечер
  • арена
  • красные яблоки
  • дела
  • скорая помощь
  • цирковое представление
  • перед сном

2.По какому признаку вы их делили? ( по произведениям: “Красные яблоки”, “Перед сном”)

- Какие слова остались, назовите? Почему мы не смогли их определить не в одно из этих произведений?

- Можно ли их объединить в одну тему? Определите тему? (цирк)

3. Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Чему оно будет посвящено? (цирку).

4.Откройте учебник на стр. 130. Прочитайте название произведения, кто автор?

5.Сформулируйте тему урока: В.Драгунский “Девочка на шаре”.

- Чему мы будем учиться на уроке. Каковы наши задачи?

Дети:

  1. Познакомиться с содержанием произведения В.Драгунского “Девочка на шаре”. Определить тему произведения, героев произведения.
  2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, умения работать с текстом. Совершенствовать технику чтения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения темы произведения, знакомство с героями текста, совершенствование техники чтения.

Организация учебного процесса на IV этапе.

Запись в тетради: “Число, классная работа, тему урока”.

Мы изучили много произведений В.Драгунского. Каким вы его представляете? (это человек который интересуется жизнью детей их взаимоотношениями с родителями).

Словарная работа, лексическая работа.

- На доске слова: как вы их понимаете? Замените их другими словами.

  • Ужасно
  • Расхохотался
  • Карабкались
  • Занавески
  • Потеха
  • Подшибал
  • Суматоха
  • Засветил
  • Нахлобучка
  • Неразборчивым голосом

Правильное чтение слов: что, взрослые, в середине, блестящие, артист – жонглёр, вверх, затылком (как это?), ни с того ни с сего (как это по другому?), в дирижёра (кто это?), барабанщик, рассердился, тетеньке, в прическу, хохотали чуть не померли (как это?), успокоиться, объявляет.

а) -Какие произведения Драгунского мы читали? Что можем предположить о героях произведения? О жанре?

- Рассмотрите иллюстрацию стр.130? Где будет происходить событие? Кто это – девочка на шаре?

- Как называется раздел, в который входит это произведение? Что можно тогда предположить о героях?

б) Чтение 1 части вслух по абзацам, комментарий по ходу чтения.

- Кто выступает в роли рассказчика?

- Кто такая Аленка?

- Почему Дениска мало что запомнил из посещения циркового представления.

Вопросы к 1-й части:

- Каким мы видим Дениску?

- Какое настроение передается читателям? Когда вам было смешно?

- Как рассказчик добивается улыбки читателя? (Переносит цирковое представление в реальную жизнь, события описываются глазами ребёнка).

- Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре?

в) Чтение второй части про себя, выборочное чтение по вопросам:

- Что понравилось Дениске в цирке?

- Когда началась потеха?

- Почему потеха перешла в суматоху?

Вопросы и задания ко второй части:

- Что мы узнали о вкусах Дениски?

- Как автор создает у читателя ощущения сопричастности?

- Как надо читать отрывок о выступлении жонглёра?

- Прочитайте его выразительно?

- Что узнали про девочку на шаре?

г) Чтение 3 части вслух. Вопросы и комментарии по ходу чтения.

- Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного?

- Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое?

- Какое открытие поразило Дениску?

- Какое желание возникло у мальчика? Почему?

- Почему Дениска “уже ни на что не хотел смотреть”?

Вопросы и задания после чтения 3 части:

- Почему же Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом?

- Что нового вы почувствовали в Дениске? (Он в душе поэт, кажется взрослее, серьезнее).

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи обобщение по частям произведения.

Организация учебного процесса на V этапе.

1.Как вы думаете, каково лексическое значение слова “душа”? Однозначным или многозначным является это слово? (душа – это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа – человек – это добрый человек. Слово является многозначным).

2.Проверим правильность наших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает заранее подготовленный ученик).

Душа:

  1. Внутренний психический мир человека, его сознание.
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  3. Вдохновитель чего – нибудь, главное лицо.
  4. В старину: крепостной крестьянин.
  5. О человеке в устойчивых сочетаниях.

VI. Итог урока.

- Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

- Появятся ли другие персонажи?

VII. Домашнее задание.

  1. Дочитать рассказ, записать вопросы, которые возникнут по ходу чтения 4 и 5 частей.
  2. Ответить на первый и второй вопросы стр.138.