Мультимедийное пособие по математике (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Представляю мультимедийное пособие по математике (2 класс), в нем собраны уроки, объединенные единой темой. На данных уроках учащиеся знакомятся геометрическими фигурами: прямой угол, прямоугольник, квадрат. Уроки были разработаны с целью реализации принципа наглядности, для того чтобы заинтересовать учащихся учебным предметом и повысить уровень усвоения изучаемого материала.

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту авторского коллектива под руководством М.И. Моро. В своей работе опираюсь на пособие «Поурочные разработки по математике» О.Д. Дмитриева, О.А. Мокрушина – М.: ВАКО, 2004. – 400 с. – (В помощь школьному учителю)

В данных уроках присутствуют элементы проблемного обучения. Тема урока сформулирована в виде вопроса, на который ученики ищут ответ, то есть решают поставленную перед ними проблему.

На каждом уроке дети отправляются в путешествие по королевству «Геометрия». Там их встречают Король Точка и Принцесса Прямая. Эти герои дают задания и помогают ответить на поставленный вопрос. На уроке «Что такое прямоугольник?» возможно использование интерактивной доски. Двое учеников решают примеры у доски или можно устроить математическую эстафету.

Время использования на уроке мультимедийного проектора ограничено нормами и требованиями, по этой причине использую его на некоторых этапах урока. На уроках математики целесообразно использовать презентации во время устного счета, объяснения нового материала. В пособие представлены материалы иллюстрирующие эти этапы урока.

Для начала работы выберите нужный урок, который откроется при щелчке мыши на необходимой управляющей кнопке  В конце презентации необходимо нажать на управляющую кнопку , возвращающую в начало.

Комментарии к фрагментам урока.

Что такое прямой угол?

1. Орг. момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
За урок лишь только «5»!

2. Сообщение темы и целей урока.

1 слайд

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос. Прочитайте его.

– Чтобы на него ответить, мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия.

3. Устный счёт.

2 слайд

– У ворот нас встречают король Точка и его дочь – принцесса Прямая. Путешествуя по королевству Геометрия мы найдём ответ на вопрос, который прозвучал в начале урока. Прежде чем король и принцесса познакомят нас с жителями своего королевства, они хотят вас испытать.

3 слайд

Учащиеся вспоминают связь между компонентами и результатом действия вычитания. Находят неизвестное число, по щелчку оно появляется в пустой ячейке таблицы.

4 слайд

Дети составляют задачу по краткой записи и решают ее. По щелчку появляется решение и ответ.

Осталось – ? аист.

5 слайд

На доске появляется задача из книги Г. Остера «Задачник»

2 «А» класс побывал в кабинете зубного врача, и ему вырвали 12 молочных зубов. После этого в кабинете зубного врача побывал 2 «Б» класс, и ему вырвали на 4 молочных зуба больше. Сколько молочных зубов оставили оба класса в кабинете зубного врача, если известно, что один второклассник свой вырванный зуб унёс домой? Г. Остер

(Эта задача несёт воспитательный момент. Можно провести мини-беседу об уходе за зубами, а также познакомить учащихся с книгой)

По щечку появляется краткая запись и решение задачи.

6 слайд

– Вы прошли все испытания. Король и принцесса очень довольны вами и готовы познакомить вас с жителями королевства «Геометрия»!

По щелчку створки ворот открываются.

7 слайд

– Перед вами жители королевства «Геометрия». Назовите их имена.

– На какие две группы можно разделить данные фигуры.

По щелку фигуры перемещаются и объединяются в группы в группы: многоугольники и фигуры, не имеющие углов.

– На какой вопрос мы ищем ответ в королевстве «Геометрия»?

8 слайд

– Как называются фигуры представленные перед вами?

– Из чего состоят углы?

(Далее целесообразно провести работу по изготовлению модели прямого угла. Для этого у каждого ребёнка на столе лежит небольшой прямоугольный лист бумаги. Руководствуясь рисунком на стр.8 дети изготавливают модель прямого угла, при помощи которой, они находят прямой угол среди представленных на рисунке. Также можно провести практическую работу по определению прямых углов в окружающих предметах.)

9 слайд

(Далее работа ведется по закреплению изученного ранее с использованием учебника или других пособий)

Что такое прямоугольник?

1. Орг. момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
За урок лишь только «5»!

2. Сообщение темы и целей урока.

10 слайд

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос. Прочитайте его.

– Чтобы на него ответить, мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия.

3. Устный счёт.

12 слайд

– У ворот нас встречают король Точка и его дочь – принцесса Прямая. Путешествуя по королевству Геометрия мы найдём ответ на вопрос, который прозвучал в начале урока. Прежде чем король и принцесса познакомят нас с жителями своего королевства, они хотят вас испытать.

– За правильные ответы вы будете получать геометрические фигурки. Три геометрические фигурки равны одной пятёрке.

13 слайд

Первое испытание для двух храбрецов. Необходимо решить примеры.

54+20=74
42+30=72
94-30=64
87-50=37
59-31=28
73-22=51
79-11=68
64-12=52
32+23=55
67+22=89

Пока наши храбрецы работают у доски, мы будем решать задачки, которые прислали нам король Точка и принцесса Прямая.

  1. К одному числу прибавили другое число, получилось число, равное первому. Сколько прибавили?
  2. К одному числу прибавили другое число, получилось число, равное второму числу. К какому числу прибавили второе число?
  3. Из одного числа вычли другое число, получилось первое число. Какое число вычли?
  4. Из одного числа вычли другое, осталось столько, сколько вычли. Придумайте такие примеры.

14 слайд.

Перед вами теремок.
Он не низок не высок.

Давайте решим примеры и узнаем, кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт.

Сравните примеры двух столбиков.

– Кто в теремочке живёт? (Животные и насекомые)

15 слайд.

Животное, о котором говорится в следующем задании, живёт в загадке.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Посмотрите на иллюстрацию. Какая это разновидность белок? (Белка-летяга)

Главное отличие летяг от обычных белок, на которых они похожи, – поросшая шерстью перепонка из тонкой и растяжимой кожи, которая соединяет передние и задние лапы. Это приспособление для полёта, точнее для парения. В покое, когда летяга не парит, перепонку не видно совсем. А когда прыгает с дерева вниз, растопырив широко в стороны все четыре лапы – и появляются у неё как бы крылья. Планируя на них, пролетает летяга от дерева к дереву метров пятьдесят, если стартовала с достаточной высоты. Может на лету, управляя хостом, как рулём, быстро развернуться под прямым углом.

Живёт обыкновенная летяга в сибирских лесах. Там, где летяг не беспокоят, они устраивают настоящие хороводы, игры, догонялки вокруг деревьев, то облетая их, то карабкаясь по стволам.

(Беседа об охране животных)

Решение задачи.

Несколько белок-летяг обитало у лесного озера. Когда у них родилось 8 бельчат, то на этом участке леса стало жить 12 белок-летяг. Сколько белок жило у озера до рождения малышей?

  1. Назовите опорные слова.
  2. Что известно в задаче?
  3. До рождения малышей летяг было больше или меньше?
  4. Как узнать, сколько летяг обитало у озера до рождения малышей?

16 слайд

Молодцы! Вы справились с испытаниями и ворота в королевство Геометрия перед вами открываются.

17 слайд.

Король и Принцесса приглашают вас на встречу с жителями королевства.

4. Физминутка.

Столько раз в ладоши хлопнем. 3+3
Столько раз ногою топнем. 7-4
Мы присядем столько раз. 11-6
Мы наклонимся сейчас. 12-8
Мы подпрыгнем ровно столько. 12-10
Ну и счёт! Игра и только!

5. Работа над темой урока.

19 слайд.

1. Перед вами будут появляться жители королевства Геометрия, а вам необходимо вспомнить их имена. (Дети по очереди называют геометрические фигуры: круг, треугольник, шестиугольник, прямая, ломаная, пятиугольник, четырехугольник, угол)

– Какой именно угол представлен? (При помощи модели прямого угла доказывают, что представленный угол – прямой)

– Ребята, какой вопрос был поставлен в начале урока? (Что такое прямоугольник?)

– Послушайте слово «прямоугольник». Как вы думаете, какая из представленных фигур поможет нам ответить на вопрос?

Как вы считаете, что такое прямоугольник? (Прямоугольник – это фигура, у которой все углы прямые)

20 слайд.

2. Перед вами ещё один житель королевства Геометрия.

– Сколько углов у этой фигуры?

– У вас на листочках изображение такой же фигуры. Давайте проверим все углы этой фигуры. (Один ребенок выходит к доске и при помощи модели прямого угла определяет, что все углы у данного четырёхугольника прямые, а остальные учащиеся делают это на своих рабочих местах)

– Как вы считаете, какое имя могли дать этой фигуре? (Прямоугольник)

– Правильно! Это прямоугольник! Попробуйте ответить на наш вопрос, который возник вначале урока. Что такое прямоугольник? (Дети дают свои определения)

– Ребята, а может быть прямоугольником может не только четырехугольник? Давайте попробуем измерить углы и других фигур. (При помощи модели прямого угла измеряются и углы остальных фигур и приходят к выводу, что в этих фигурах не могут содержаться все прямые углы)

Вывод: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

3. Откройте тетради и начертите в тетрадях прямоугольник. Как в тетради изобразить прямые углы у прямоугольника? (Ориентируясь на прямые углы клеточек)

4. Откройте учебник на стр. 12. Найдите прямоугольники в №1. (1, 3, 5)

Прочитайте вывод на стр. 12.

– Совпадает ли вывод в учебнике, с тем который мы с вами сделали?

5. Дома будете выполнять №2, начертите фигуры, которые перечислены в задании и раскрасите прямоугольник.

20 слайд.

Наше путешествие по королевству Геометрия закончилось. Король Точка и принцесса Прямая прощаются с вами. С каким жителем этого королевства мы сегодня познакомились? Что такое прямоугольник?

21 слайд.

(Далее работа ведется по закреплению изученного ранее с использованием учебника или других пособий)

Что такое квадрат?

1. Организационный момент

Математика королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!

2. Сообщение темы и целей урока

23 слайд

Мы с вами опять сегодня отправимся в гости к уже знакомым нам героям. Король Точка и Принцесса Прямая представят ещё одного жителя Королевства «Геометрия» и помогут ответить на вопрос «Что такое квадрат?» Но прежде необходимо пройти испытания, которые приготовили король и принцесса.

3. Устный счет

24 слайд

Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Поставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.

25 слайд

Решение математических ребусов.

26 слайд

Решение задачи.

В морском аквариуме живёт 7 морских звёзд, 13 морских коньков, а рыбок-клоунов столько, сколько звёзд и коньков вместе. Сколько рыбок-клоунов живёт в аквариуме?

(Беседа об обитателях морских глубин, об аквариумах, реализующая познавательно-воспитательную цель урока)

– О ком говорится в задаче? (По щелчку появляются изображения морских обитателей)

– Сколько было морских звезд?

– Сколько было морских коньков?

– Что сказано о рыбках-клоунах?

– Как узнать?

27 слайд

Молодцы! Вы справились с испытаниями и ворота в королевство Геометрия перед вами открываются.

4. Работа над новым материалом

Каждый из вас с детского сада знаком с этой геометрической фигурой.

28 слайд

Найдите квадрат

– Вы правильно нашли эту геометрическую фигуру. А теперь мы, как настоящие ученые-математики, дадим определение, какую именно фигуру можно назвать квадратом.

– Сколько углов у квадрата?

– Как называют фигуру, в которой 4 угла? (Четырехугольник)

– У вас на столе квадратики, возьмите модель прямого угла и проверьте все углы. Что вы можете сказать? (У квадрата все углы прямые)

– Как называется четырехугольник, у которого все углы прямы? (Прямоугольник)

– При помощи линейки измерьте все стороны квадрата. Что вы выяснили? (У квадрата все стороны равны)

– Что же такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны)

– Совершенно верно!

29 слайд

Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны –
Одинаковой длины.

30 слайд

(Далее работа ведется по закреплению изученного ранее с использованием учебника или других пособий)