Цели и задачи:
Обучающие:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся;
- Закрепление основных понятий базового уровня;
- Раскрытие сущность символа Казани – башни Сююмбике;
- Контроль и оценка уровня знаний учащихся.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления и внимания;
- Подведение учащихся к пониманию причины народной любви к Сююмбике ее почитания;
- Формирование потребности в приобретении знаний.
- Развитие умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника.
Воспитательные:
- Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
- Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
- Воспитание духа соревнования;
- Воспитание любви и уважения к красоте духовного мира и накопленному на протяжении тысячелетий наследию татарского народа;
- Повысить у многих учащихся уверенность в себе;
Оборудование : цветные магниты, А4 рисунок башни Сююмбике (разрезанный на 8 частей), 3 прямоугольных параллелепипеда, 4 восьмиугольных призмы и 1 восьмиугольная пирамида; портреты Сююмбике; репродукции картин с изображением Сююмбике и башни Сююмбике; журнал “Сююмбике”.
Ход урока.
учитель математики:
Добрый день, уважаемые гости! Добрый день ребята!
учитель тат. литературы:
Здравствуйте, садитесь.
Разнообразие легенд и совета
Нам подарила родная планета.
учитель математики:
А геометрия – это наука о форме предмета.
Сегодня, ребята, мы для вас приготовили необычный урок, урок геометрии и татарской литературы. Вы познакомитесь с красивой легендой и повторите основные понятия геометрии базового уровня. А чтобы узнать, о чём пойдёт речь, нужно выполнить задание.
1. Расшифруй слово.
Даны 8 карточек с вопросами, где на обратной стороне записаны буквы. На доске таблица
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
С |
По желанию учащийся выходит к доске, выбирает карточку, отвечает на вопрос. Если правильно - записывает в таблицу мелом цветным букву, записанную на обратной стороне, в ту графу, на какой вопрос отвечал. Если не правильно – кладёт карточку, выходит другой ученик.
(1) Какая фигура называется треугольником? (С)
(2) Какой треугольник называется равнобедренным? (Ю)
(3) Назови стороны равнобедренного треугольника? (Ю)
(4) Назови свойства равнобедренного треугольника? (М)
(5) Дать определение окружности? (Б)
(6) Дать определение параллельных прямых? (И)
(7) Какой треугольник называется прямоугольным?
Назови его стороны. (К)
(8) Что называется расстоянием от точки до прямой? (Е)
Получается слово “СЮЮМБИКЕ”
учитель тат. литературы:
Ребята, сегодняшний урок мы посвятим башне Сююмбике, о национальном достоянии татарского народа. Попробуем выяснить причины народной любви к Сююмбике, ее почитания.
Сююмбике – “радость-девица” - реальная историческая личность, последняя казанская царица.
(демонстрируется разные репродукции портретов Сююмбике)
Вот как характеризовал ее Казанский летописец: “ Бе бо царица образом красна велми и в разуме премудра, яко же не обрестися такой лепоте лица ее во всех казанских женах и девицах, но и во многом в русских на Москве, во дщерях и в женах в боярских, во княжнах”.
Сююмбике была женщиной образованной, “политически умной и дипломатичной”. Она была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году девушку привезли в Казань в качестве невесты казанского хана Джан-Али. после того, как убили Джан-Али, Сююмбике стала женой следующего казанского царя Сафа-Гирея. А после смерти последнего в 1549 году ей пришлось быть регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. В 1551 году сторонники союза с Москвой выдали Ивану IV Сююмбике с Утямыш-Гиреем.
“В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и царские сокровища. Вот как описывает это событие его очевидец, казанский летописец. Сююмбике с Утямыш-Гиреем проводили “честно всем градом и народом градским, мужи и жены, и девицы, и мал, и велик на берег Казани реки, воющее горько по царице, как по мертвой все от мала до велика. И плакася ее горько весь град и вся земля неутешимо все лето, и поминающее ее разум и премудрость.” (учитель показывает репродукцию картины… ) В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за ставленника Ивана Грозного касимовско-казанского царя Шах-Али, о котором очевидец С. Гербертштейн писал, что “это был человек с выпятившимся вперед брюхом, с редкою бородою, с лицом почти женским”
Сын Сююмбике был крещен Александром, умер он молодым и был погребен в Архангельском соборе Московского кремля, над его могилой – доска с надписью: “В лето 7074(1566) июня в 11 день… преставился Александр Сафа-Гараев, сын царя Казанского”.
По свидетельству очевидцев, дальнейшая судьба Сююмбике была весьма печальна. Шах-Али мстил ей за неуступчивость и прямоту… и убил ее.
Новое поколение должно знать своих корней. Не будь того, все потерям свою веру, свой язык. А народ без веры, без языка престает существовать. Поэтому, ребята, мы должны знать, изучать прошлое своего народа. Мы не имеем право забывать эпоху наших прадедов. Прошлое 1000 летней Казани связано Казанским ханством. Столицей Казанского ханства город жил 107 лет. Есть предположения, что башня Сююмбике строилась во второй XVII века, строилась она по легенде за семь дней. Все связано с цифрой семь. Магическая цифра семь. Татарский народ считал её не только магической, но и святой (демонстрируются плакаты с выражениями, где так часто повторяется цифра семь).
учитель математики:
Цифра 7 известна всем!
Что сказать о цифре 7?
Семёрка в древности была окружена большим почётом. Отголоски почитания дошли и до наших дней, когда мы говорим пословицы и поговорки. Когда-то 7 была предельным числом, т.е. предел, всё! Например: “Лук от семи недуг” (лук то всех болезней). “Семеро одного не ждут” (если собрались все одного ждать не будут).
Число 7 символизирует тайну, она объединяет ЦЕЛОСТНОСТЬ (1) и ИДЕАЛЬНОСТЬ (6), образуя собственную симметрию, делающего его магическим числом. Семь – число таинственное, его сфера деятельности находится вне человеческого понимания. Выполните задания
2. Запишите с помощью двух семёрок наибольшее число. (семь в седьмой степени)
3. Расставьте математические знаки, чтобы получилось верное равенство. 7 7 7 7 7 7 7=10; (7:7+7:7+7:7+7=10)
учитель тат. литературы:
Связан ли современный город святой цифрой? Конечно! Сегодняшняя Казань – один из самых больших городов, в котором семь районов. И в каждом из них есть свои достопримечательности, близкие и любимые многими казанцами места. Всего в Казани семь профессиональных театров. И ёще славится она своей семиярусной башней Сююмбике!
учитель математики:
Ребята, откройте тетради, запишем число, классная работа.
Сейчас нам нужно выполнить задание и составить картинку.
4. Математическое лото.
Записываем в тетрадь, что изображено на рисунках. На доске на А4 рисунки.
(1)(круг);
(2) .__________ (луч);
(3) (высота в треугольнике)
(4) (куб);
(5) __________ (прямая);
(6) (цилиндр);
(7) (плоскость)
(8) (квадрат)
На доске таблица, на столе 8 карточек, с записанными ответами. Отвечаем на вопрос, выбираем нужный ответ и прикладываем рисунком наружу, получается картинка.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Собирается на картинке башня Сююмбике.
учитель тат. литературы:
Башня, ставшая символом Казани, - семиярусная, проездная, сложена из большемерного кирпича, характерного для XVII - начала XVIII веков. Высота ее – 58 метров, над Казанкой возвышается почти на 80 метров. Она стоит в северо-западной части современного Кремля, недалеко от восточного края тайницкого оврага, спускающегося к реке. Башня возвышается над городом. Это одна из падающих башен мира. Строгая изящная простота, смелые контуры устремленных ввысь семи ярусов, гармоничное сочетание всех частей стяжали этому сооружению мировую славу. Башня включена в список памятников мирового искусства, характеризующихся как “падающие” сооружения. Кроме известной итальянской Пизанской башни, в мире существует еще до сорока “падающих” башен.
В Казани нет другого памятника архитектуры, с которым было бы связано столько легендарных преданий, и время строительства которого вызвало бы столько споров. ( В исполнении одной из учениц слушается одна из легенд о башне).
учитель математики:
Записываем тему урока “БАШНЯ СЮЮМБИКЕ В ГЕОМЕТРИИ”
Давайте составим башню и посмотрим, из каких геометрических фигур она состоит.
Учащийся собирает башню. Вместе с учениками разбираются фигуры.
5.Отвечаем на вопросы.
Какая фигура нижний этаж? (первый)
Второй этаж?
Третий этаж?
Какая фигура называется прямоугольным параллелепипедом?
Покажите грани, сколько их? Рёбра, сколько?. Вершины, сколько вершин?
Рассматривая последующие этажи, скажите, что это за фигуры?
Боковые грани? (прямоугольники)
Верхние и нижние основания? (правильный 8-угольник)
Что является верхним шпилем? (пирамида)
Боковые грани? (треугольники) Какие? (равнобедренные или равносторонние)
Основание? (правильный 8-угольник) .
Показать развёртку.
Молодцы, ребята, выполним ФИЗМИНУТКУ.
- Поднимите руку те, КТО СЕГОДНЯ ЗАВТРАКАЛ
- Поднимите 2 руки те, КТО ВЧЕРА УЖИНАЛ
- Встаньте те, КТО ХОЧЕТ 5 ЗА ЧЕТВЕРТЬ
- Присядьте те, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ 5 ЗА ГОД
- Подпрыгните те, КТО ЛЮБИТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ
- Сядьте те, КТО ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ 5 СЕГОДНЯ ЗА УРОК!!!
6. Решим задачи.
(1) Дано: ВС- расстояние от точки С до прямой АВ.< С=88◦. Найти (по готовому чертежу)
Решение:180◦ – 90◦ – 88◦ = 2◦. Ответ: 2.
Ребята, угол отклонения башни Сююмбике 2 градуса, это падающая башня.
(2) Найти ВС, если АС=58 метров, АВ=50 метров, Равс=109,9 метра (чертеж тот же).
Решение: 109,9-50-58=1,9 метра. Ответ:1,9 м.
А сейчас мы узнали, что башня отклоняется от своей оси на 1,9 метра.
(3) На боковой грани призмы АВСД провели диагональ АС так, что угол ВСА=50◦.Найти угол СДА.Ответ:50◦
(4) На боковой грани пирамиды (АВС) <А=<С; АС-АВ=5 дм.; Равс=29 дм. Найти стороны боковой грани АВС?
Ответ: 8дм.; 8дм.; 13дм.
учитель тат. литературы:
Не возможно представить себе без башни Сююмбике не только Кремль, но и саму Казань. Если для Парижа дорога Эйфелева башня, для Нью-Йорка - Статуя Свободы, для Москвы - собор Василия Блаженного, то для Казани – башня Сююмбике. Башня Сююмбике – это символ Казан. Татарский народ свою башню считает одним из самых святых мест столицы. Запишите дом. задание: “Написать небольшой рассказ на тему: “Сююмбике – символ Казани””. А сейчас послушаем стихотворение.
(Слушается чтении чтеца стихотворение Юнуса Сафиуллина “Сююмбике не одинока”).
учитель математики:
Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: “Составить геометрические задачи, используя башню сююмбике”.
ДО свидания! СПАСИБО ЗА УРОК!