Цели урока:
- проверить знания учащихся по данной теме;
- 2.совершенствовать умения учащихся в пунктуационном оформлении предложений с обращениями, вводными словами. ») (Приложение 1. Слайд №2)
Оборудование: мультимедийный проектор (Приложение 1); песня В.Высоцкого «Вершина»; рисунок контур гор.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Сообщение задач и тем урока.
- Сегодня мы проводим урок-игру: пойдем в «горы» штурмовать высоту за высотой, пока не покорим вершину.
Покорение вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему месяцами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят. (Звучит песня В.Высоцкого «Вершина».) (Приложение 1. Слайд №3)
Мы с вами тоже готовились к предстоящему штурму. Мы должны показать свои знания по теме: «Обращения, вводные слова».
III. Начало штурма.
- Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?
- Конечно, с медосмотра: горы больных не любят. Предлагаю перед штурмом первой вершины пройти «медкомиссию» и проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. (Учитель задает вопросы.)
- Какие слова не являются членами предложения?
- Что общего между обращениями и вводными словами?
- Чем отличается обращение от вводных слов?
- Назовите группы вводных слов по значению.
- Приведите примеры предложений с вводными словами, имеющими разное значение.
- Итак, все здоровы, группа получает право на штурм.
IV. Штурм первой вершины.
(Вопросы на слайде№4. Приложение 1.)
- Что называется обращением?
- По каким признакам можно найти обращение? (По звательной интонации, по форме именительного падежа.)
- Где употребляются обращения?
- Какими частями речи могут быть выражены обращения?
- Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры. (Альпинисты записывают свои примеры.)
- Альпинисты на пути к вершине, но чтобы её покорить, следует взять промежуточную высоту. На ней вас ждут следующие задания. (Приложение 1. Слайд №5)
- Выписать из стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» обращения, вводные слова.
- Начертить схемы расстановки знаков препинания:
1) Добрый папаша! К чему в обаянии умного Ваню держать?
2) Труд этот, Ваня, был страшно громаден.
3) Ванечка, знаешь ли ты?
4) Братья! Вы наши плоды пожинаете!
5) Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно.
6) «Видел, папаша, я сон удивительный»- Ваня сказал.
7) Впрочем, Ванюшей заняться пора.
8) Слушай, мой милый, труды роковые кончены.
9) Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?
- Итак, мы с вами на вершине, молодцы альпинисты. Упорно и настойчиво идем к цели.
V. Штурм второй вершины.
- Достигнув первой вершины, альпинисты останавливаются, чтобы снять утомление, освежить память, потренироваться перед штурмом второй вершины.
Синтаксический разбор:
О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.
По отзыву Г.В.Плеханова, стихотворение «Железная дорога» производило огромное впечатление на молодежь. (Приложение 1. Слайд №6)
- А теперь вперед! К горной вершине. Главное – это дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. Выручим друг друга, ответим на вопросы:
- Какие слова называются вводными? Приведите примеры.
- Как вводные слова, предложения выделяются на письме?
- Товарищи альпинисты! Вы почти у цели, приближается вершина и конец штурма. Остались последние испытания: расставьте знаки препинания и начертите схемы расстановки знаков препинания.
- Однажды это было дождливым осенним утром Некрасов наблюдал группу измокших и озябших крестьян у дверей роскошного подъезда.
- Вероятно крестьяне прислали своих ходоков искать управы на барина.
- К сожалению швейцар грубо прогнал крестьян-ходоков.
- Скорбью народной по словам Некрасова была переполнена наша земля.
- В своем стихотворении «Размышление у парадного подъезда» Некрасов дает во-первых коллективный образ народа во-вторых рисует широкую картину народного героя и наконец ставит волнующий его вопрос о судьбе народа.
- Итак Некрасов изобразил страдания народа и праздную жизнь вельможи.
- Некрасов без сомнения верил в могучие силы русского народа.
- Итак, мы на вершине. Нам следует отдохнуть перед спуском с горы.
Сейчас вы почитаете предложения с вводными словами, составленные вами по стихотворению Некрасова «Железная дорога».
- В беседах с Ваней (так звали мальчика) Некрасов обращается к молодому поколению и учит его любить русский народ.
- Генерала с вельможей из «Размышления у парадного подъезда», безусловно, сближает их отношение к народу.
- По-видимому, генерал так и не понял главной иронии Некрасова, нарисовавшего «отрадную» картину.
- К глубокому возмущению поэта, генерал называет народ разрушителем, диким скопищем пьяниц.
- В стихотворении поэт завещает молодому поколению, во-первых, любить и уважать народ, во-вторых, служить ему и, наконец, вместе с ним прокладывать в жизни широкую ясную дорогу.
VI. Итог урока.
- Закончить наш урок хочется словами Н.Некрасова «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять». Мы с вами хорошо потрудились, показали свои знания по теме: «Обращения, вводные слова». Все молодцы!