Творческий проект "Шишкопад"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


1 этап: подготовительная работа.

Для подготовки и проведения необходимо провести собрание актива для внесения предложения и построения плана работы.

Подготовить и распространить объявления и афиши о начале проекта. Например: Весь народ ребячий рад, потому что Шишкопад! Приглашаем всех на проект! !и т. п. (Афиши должны обязательно познакомить с целью, планом работы, и ожидаемым результатом проекта.)

Образовать команды из 7-10 младших школьников и назначить к каждой вожатого из школьников среднего звена.

Задать командам домашнее задание – подготовить представление команды к итоговом у заседанию (название, девиз и творческий номер).

Изучить материал о хвойных породах (ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя вечнозелёная) в предложенной литературе и подготовить чтецов, если возможно с применением мультимедийной презентации.

2 этап: поход в сосновый бор

Цель: Сплочение образованных команд, наблюдение за сосной в разном возрасте, заготовка шишек для творческих конкурсов и выставок поделок, а так же,

Работа организуется по всем правилам похода (правила поведения, песня и т. д.)

3 этап: творческая мастарская

Этот этап является ключевым, на него отводится большее количество времени. Основную работу по организации и координации выполняют старшие вожатые команд таким образом, чтобы каждый член команда принял участие в данном этапе по своему желанию и интересу.

  1. Конкурс сочинений «Жила-была шишка»;
  2. Выставка поделок «Сказочная шишка»;
  3. Конкурс рисунков «А может ли шишка стать красавицей»;
  4. Выставка Фотографий «А так ли уж проста эта шишечка?»

В специально отведённом помещении оформляются выставки поделок, рисунков и стенд сочинений.

4 этап: заочная шишковикторина

Может проводиться параллельно 3 этапу. Старшие вожатые организуют работу по поиску информации о хвойных и ответы на вопросы викторины.

Примерные вопросы:

  1. Назвать самую ценную хвойную породу деревьев нашей местности. (сосна сиб. кедр)
  2. Назвать самое теневыносливое и самое светолюбивое дерево из всех хвойных. (Пихта, ель/ Сосна обыкновенная, лиственница сибирская)
  3. Какое из хвойных растений является лесообразующей породой на территории России? (Лиственница)
  4. Среди каких деревьев часовая прогулка даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысить работоспособность даже у совершенно здоровых людей? (Среди сосен в бору)
  5. Каким одинаковым словом называется сосновый лес и город в Нижегородской области? (Бор)
  6. У каких деревьев чешуевидная кора? (Туя, кипарис)
  7. В каком возрасте у ели появляются шишки? (35-40 лет)
  8. Древесина какого дерева тонет в воде? (Лиственница)
  9. Какое дерево в Странах Средиземноморья считается деревом траура, скорби? (Кипарис)
  10. Как называется еловая ветвь? (Лапа)
  11. Как узнать возраст ели? (по числу побегов)
  12. Какое дерево – единственное из хвойных – ядовитое? (Тис ягодный)
  13. Как называются хвойные леса из елей, сосен, кедров, пихт? (ельник, бор, кедрач, кедровник, пихтарник)
  14. Какое дерево почти не горит и «любит » пожары? (Секвойя вечнозелёная)
  15. Что такое «живица» и почему её так называют? (Смола. Ею лечат царапины и раны)
  16. Назовите «Карандашное» дерево. (Кедр)

5 этап: итоговое заседание

В специально отведённом помещении, где оформлены выставка поделок, рисунков, фотографий и стенд сочинений развешиваются пословицы о лесе и репродукции хвойных.

К этому дню издаётся брошюра со сказками- сочинениями «Жила - была шишка».

Подводятся итоги викторины.

Оформляется касса шишек из прозрачных ёмкостей для заработанных шишек каждой командой. За каждый конкурс команды получают по 3, 2, и 1 шишке в зависимости от успеха.

В самом начале команды представляются (домашнее задание).

1) Подводятся, объявляются и награждаются (шишками) победители викторины и конкурсов и выставок.

2) Выступления чтецов, где даются ответы на трудные вопросы викторины; демонстрация презентации

3) Игра «Деревья и шишки»

Игра на внимание. Ведущий называет порды хвойных. Задача ребят делать хлопки, когда будет названо хвойное растение с плодами в виде шишек. При правильном выполнений 1 балл команде

Яблоня, груша, туя, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, берёза,
Секвойя, черешня, лимон, апельсин,
Липа, пихта, баобаб, мандарин,
Слива, ольха и каштан,
Кофе, лиственница, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча (шутка)

4) Аукцион «Сколько шишек в мешке?»

Ведущий показывает мешок с определённым количеством шишек. Нужно угадать сколько шишек в мешке. За правильный ответ – 1 балл.

5) Аттракцион «Шишкобанка»

Выходят по 1 человеку от группы. Игрокам привязывают пояс-ленту с шишкой на нитке. Задача: попасть в банку «шишкохвостом». Кто сделает точно и быстрее – 1 балл.

6) «Шишкодартс»

Участвует вся группа. Нужно попасть шишкой в корзину с расстояния 5 м. Сколько шишек окажется в корзине, столько баллов команда получает за конкурс.

7) Конкурс «Шишкослов»

Образовать однокоренные слова к слову ШИШКА.

Подобрать рифму к слову ШИШКА.

8) Подводятся и объявляются итоги. Победители награждаются призами и грамотами победителей. Остальные грамотами за участие. Можно присудить победителям в номинациях. Все участники проекта получают брошюры «Жила – была шишка».

6 этап: издание статьи и сочинений в печати

Очень важно в конце проекта детям « увидеть своё отражение в зеркале».

Отлично, если оно будет в виде именных статей в районной газете, а лучше – в специальном издании.

7 этап: анализ и перспектива

Проводится собрание участников проекта с целью внесения коррективов и построения планов на будущее.

Приложение

Рекомендуемая и используемая литература:

  1. Ивченко С.И. Книга о деревьях. – М,: Наука, 1988.
  2. Смирнов А. В. Мир растений. – М,; Молодая гвардия, 1979.
  3. Дмитриев Ю. Книга природы. – М, ; Детская литература, 1990.
  4. Азбука природы. – Ридерс Дайджест, 1997.
  5. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М, ; Гном и Д, 2001.