1 этап: подготовительная работа.
Для подготовки и проведения необходимо провести собрание актива для внесения предложения и построения плана работы.
Подготовить и распространить объявления и афиши о начале проекта. Например: Весь народ ребячий рад, потому что Шишкопад! Приглашаем всех на проект! !и т. п. (Афиши должны обязательно познакомить с целью, планом работы, и ожидаемым результатом проекта.)
Образовать команды из 7-10 младших школьников и назначить к каждой вожатого из школьников среднего звена.
Задать командам домашнее задание – подготовить представление команды к итоговом у заседанию (название, девиз и творческий номер).
Изучить материал о хвойных породах (ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя вечнозелёная) в предложенной литературе и подготовить чтецов, если возможно с применением мультимедийной презентации.
2 этап: поход в сосновый бор
Цель: Сплочение образованных команд, наблюдение за сосной в разном возрасте, заготовка шишек для творческих конкурсов и выставок поделок, а так же,
Работа организуется по всем правилам похода (правила поведения, песня и т. д.)
3 этап: творческая мастарская
Этот этап является ключевым, на него отводится большее количество времени. Основную работу по организации и координации выполняют старшие вожатые команд таким образом, чтобы каждый член команда принял участие в данном этапе по своему желанию и интересу.
- Конкурс сочинений «Жила-была шишка»;
- Выставка поделок «Сказочная шишка»;
- Конкурс рисунков «А может ли шишка стать красавицей»;
- Выставка Фотографий «А так ли уж проста эта шишечка?»
В специально отведённом помещении оформляются выставки поделок, рисунков и стенд сочинений.
4 этап: заочная шишковикторина
Может проводиться параллельно 3 этапу. Старшие вожатые организуют работу по поиску информации о хвойных и ответы на вопросы викторины.
Примерные вопросы:
- Назвать самую ценную хвойную породу деревьев нашей местности. (сосна сиб. кедр)
- Назвать самое теневыносливое и самое светолюбивое дерево из всех хвойных. (Пихта, ель/ Сосна обыкновенная, лиственница сибирская)
- Какое из хвойных растений является лесообразующей породой на территории России? (Лиственница)
- Среди каких деревьев часовая прогулка даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысить работоспособность даже у совершенно здоровых людей? (Среди сосен в бору)
- Каким одинаковым словом называется сосновый лес и город в Нижегородской области? (Бор)
- У каких деревьев чешуевидная кора? (Туя, кипарис)
- В каком возрасте у ели появляются шишки? (35-40 лет)
- Древесина какого дерева тонет в воде? (Лиственница)
- Какое дерево в Странах Средиземноморья считается деревом траура, скорби? (Кипарис)
- Как называется еловая ветвь? (Лапа)
- Как узнать возраст ели? (по числу побегов)
- Какое дерево – единственное из хвойных – ядовитое? (Тис ягодный)
- Как называются хвойные леса из елей, сосен, кедров, пихт? (ельник, бор, кедрач, кедровник, пихтарник)
- Какое дерево почти не горит и «любит » пожары? (Секвойя вечнозелёная)
- Что такое «живица» и почему её так называют? (Смола. Ею лечат царапины и раны)
- Назовите «Карандашное» дерево. (Кедр)
5 этап: итоговое заседание
В специально отведённом помещении, где оформлены выставка поделок, рисунков, фотографий и стенд сочинений развешиваются пословицы о лесе и репродукции хвойных.
К этому дню издаётся брошюра со сказками- сочинениями «Жила - была шишка».
Подводятся итоги викторины.
Оформляется касса шишек из прозрачных ёмкостей для заработанных шишек каждой командой. За каждый конкурс команды получают по 3, 2, и 1 шишке в зависимости от успеха.
В самом начале команды представляются (домашнее задание).
1) Подводятся, объявляются и награждаются (шишками) победители викторины и конкурсов и выставок.
2) Выступления чтецов, где даются ответы на трудные вопросы викторины; демонстрация презентации
3) Игра «Деревья и шишки»
Игра на внимание. Ведущий называет порды хвойных. Задача ребят делать хлопки, когда будет названо хвойное растение с плодами в виде шишек. При правильном выполнений 1 балл команде
Яблоня, груша, туя, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, берёза,
Секвойя, черешня, лимон, апельсин,
Липа, пихта, баобаб, мандарин,
Слива, ольха и каштан,
Кофе, лиственница, платан,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча (шутка)
4) Аукцион «Сколько шишек в мешке?»
Ведущий показывает мешок с определённым количеством шишек. Нужно угадать сколько шишек в мешке. За правильный ответ – 1 балл.
5) Аттракцион «Шишкобанка»
Выходят по 1 человеку от группы. Игрокам привязывают пояс-ленту с шишкой на нитке. Задача: попасть в банку «шишкохвостом». Кто сделает точно и быстрее – 1 балл.
6) «Шишкодартс»
Участвует вся группа. Нужно попасть шишкой в корзину с расстояния 5 м. Сколько шишек окажется в корзине, столько баллов команда получает за конкурс.
7) Конкурс «Шишкослов»
Образовать однокоренные слова к слову ШИШКА.
Подобрать рифму к слову ШИШКА.
8) Подводятся и объявляются итоги. Победители награждаются призами и грамотами победителей. Остальные грамотами за участие. Можно присудить победителям в номинациях. Все участники проекта получают брошюры «Жила – была шишка».
6 этап: издание статьи и сочинений в печати
Очень важно в конце проекта детям « увидеть своё отражение в зеркале».
Отлично, если оно будет в виде именных статей в районной газете, а лучше – в специальном издании.
7 этап: анализ и перспектива
Проводится собрание участников проекта с целью внесения коррективов и построения планов на будущее.
Рекомендуемая и используемая литература:
- Ивченко С.И. Книга о деревьях. – М,: Наука, 1988.
- Смирнов А. В. Мир растений. – М,; Молодая гвардия, 1979.
- Дмитриев Ю. Книга природы. – М, ; Детская литература, 1990.
- Азбука природы. – Ридерс Дайджест, 1997.
- Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М, ; Гном и Д, 2001.